Худрук воронежского драмтеатра: «Чем больше театр обманывает публику, тем больше зритель его любит»
В декабре воронежских театралов ждут две премьеры в Театре драмы им. А. Кольцова — спектакль «Дым» по роману Ивана Тургенева (12+) в инсценировке Владимира Хрущева и музыкальная сказка «Царь Горох и молодильные яблоки» (6+) в постановке Владимира Петрова. В интервью «TV Губернии» худрук театра рассказал о том, чем его привлекает русская классика, а также о своём отношении к современной драматургии и новых форматах работы со зрителем.
«Не угождать публике, а делиться тем, что интересно»
— Владимир Сергеевич, почему выбор пал на Тургенева?
— Потому что в театрах редко ставят Тургенева. А он, несмотря на сложности его судьбы и место проживания, остаётся великим русским писателем с большим количеством почитателей. У Тургенева есть популярные вещи — «Отцы и дети», «Записки охотника», пьеса «Месяц в деревне». Но я считаю важной задачей расширение кругозора воронежского зрителя. «Дым» — огромный роман, который никто не ставил. Во всяком случае я таких постановок не видел. Поэтому меня это заинтересовало и сподвигло на хороший творческий эксперимент на русском классическом материале.
— Как строится репертуар театра?
— Приглашаю режиссёра, с которым веду длительные переговоры. Он рассказывают мне, что бы ему хотелось поставить. Я выбираю то, что он хочет, но параллельно и то, что нужно театру, артистам и воронежскому зрителю.
— Можно ли угадать, что сегодня нужно зрителю?
— А зачем? Думаю, что какого-то единого зрителя не существует, а есть огромное количество ярких индивидуальностей. Знаете, люди придут, если мы поставим спектакль «Любовь и помидоры» или «Муж в шкафу, жена под кроватью». И так же театр будет полон, если мы сделаем постановку «Иов» по Ветхому Завету. В основе антрепризных спектаклей, которые привозят в Воронеж, чаще всего история супружеской измены или какой-то детективный сюжет. И зал полон зрителей! Это нормально, что у людей есть выбор, и они не пошли в Театр драмы. Придёт наша сформировавшаяся публика. И моя задача — не искать, как ей угодить, а делиться тем, что мне интересно в надежде получить отклик.
«Артист должен быть почти другом»
— Пристальное внимание режиссёров к русской классике заметно, в том числе, по афишам многих театров. Это можно считать трендом?
— Знаете, нетленные произведения русской классики каким-то удивительным образом умеют отвечать на острые вопросы сегодняшнего дня. Если поставить что-то чужое, например, пьесу французского драматурга Корнеля, это наверняка вызовет непонимание. Если взять современную отечественную драматургию, она зачастую несовершенна до такой степени, что из неё не может родиться какой-то интересный замысел. Но в том, что театр должен обращаться к современности, я абсолютно убеждён. Поэтому ежегодно провожу творческую лабораторию СИТО (Современные Исследования Театральных Объектов), где мы вместе с молодыми режиссёрами готовим эскизы спектаклей по произведениям современных драматургов.
— Что это даёт вашим актёрам и зрителям?
— Есть часть публики, которая приходит в театр именно на проект СИТО, чтобы познакомиться с новой драматургией, новой режиссурой. Для актёров участие в лаборатории — тренировка актёрской мускулатуры, расширение своих возможностей. Мне всегда интересно наблюдать за тем, как за довольно короткий срок наши артисты создают спектакль, глубоко проживая чувства своих персонажей — совершенно не похожих на них, часто совсем с другим мышлением. Поэтому я благодарен данному проекту и готов его поддерживать.
— «Ночь искусств», квартирники — насколько полезны эти форматы взаимодействия театра со зрителем?
— Любые неформатные вещи для нас полезны уже тем, что приближают зрителя к артистам. Делают его не существом, играющим свою роль и потому недоступным, а хорошим знакомым, почти другом. Мне всегда радостно от того, что у нас в театре работают люди, у которых есть многочисленные поклонники.
«Вношу нотку радости в жизнь людей»
— Театр развивается, изменяется, конкурирует со множеством других видов искусства. Можете объяснить, для чего сегодня нужен театр?
— Недавно в Рязани прошёл форум Союза театральных деятелей ЦФО. Съехалось большое количество участников. Мы вырабатывали концепцию развития театрального искусства в России до 2035 года. Было много разных идей, формулировок. В итоге пришли к следующей мысли: «Театр рождает социальный оптимизм». Действительно, благодаря театру у людей возникает чувство общности: мы собрались вместе посмотреть пьесу, мы вместе дышим, вместе реагируем. И впечатление от хорошей эмоциональной постановки — оно неизбежно влияет на общее ощущение социального оптимизма. Мы чувствуем, что жизнь хороша, что она всё-таки поворачивается к нам и приятными сторонами.
— А у вас было подобное ощущение, связанное с театром?
— Театр — это взаимный обмен энергией, без которого человек может превратиться в животное. Так мне кажется. После ковида я опасался, что люди успели отвыкнуть от театра и спокойно смогут обойтись без него. Помните, когда массовые мероприятия были под запретом, многие обратились к интернету и обнаружили там концерты, оперные спектакли, театральные постановки на любой вкус, причём, замечательно снятые. Подумалось: «Ну кому после этого придёт в голову снимать домашние тапочки и куда-то идти?». Полагал, что публика от нас отвыкла, плюс страх заражения. И я очень удивился, когда после снятия запретов люди буквально ринулись в театр, тому, как они искренне радовались такой возможности. Сразу вспомнилось то, что я читал о расцвете театра в послереволюционные годы XX-го века. Артисты репетировали, поддерживая себя кружкой теплой воды и куском хлеба. Зрители, чтобы с утра занять очередь в театральную кассу, коротали ночи в Камергерском переулке возле МХАТа, где для них ставили бочки с горячими углями, возле которых в мороз люди грелись. Вот зачем им это было нужно? Когда я себе отвечаю на данный вопрос, то понимаю, что в моей жизни есть смысл. Я нужен людям. Я вношу нотку радости в их жизнь. И пусть театральное искусство — отчасти «нас возвышающий обман», но чем больше театр обманывает публику, тем больше зритель его любит.
ЦИТАТА
Единого зрителя не существует, а есть огромное количество ярких индивидуальностей. Люди придут, если мы поставим спектакль «Любовь и помидоры». И так же театр будет полон, если мы сделаем постановку «Иов» по Ветхому Завету.