Воронеж ОБЩЕСТВО

Окрестности: Хохольский район

Окрестности: Хохольский район

19:50 11 июня 8877 Комментировать
Источник: tv-gubernia.ru
Виктор Прохоров с тяжёлой техникой - «на ты». Это сейчас он работает машинистом экскаватора в «райгазе», а до этого, за 40 лет трудовой деятельности, чем только ни управлял: и комбайнами, и бульдозерами, и тракторами. К последним у всей семьи Виктора Николаевича отношение особенно трепетное. Этот МТЗ-50 достался мужчине по наследству от отца Николая Фёдоровича, тракториста с более чем полувековым стажем. Когда в 1993-м почётный житель Хохольского района уходил на пенсию, попросил в дар у родного колхоза пару списанных машин. Одну - на гусеницах, другую - на колёсах. Долгие годы раритеты простаивали в ангаре без дела, а несколько лет назад отец и сын решили дать технике вторую жизнь. Синему «белорусу» - 44 года. Советское качество металла и сборки «на века» говорит само за себя, поэтому менять основные узлы здесь не пришлось, только расходные детали. Заводские здесь даже краска на габаритных фонарях, крышка и сетка-фильтр от бензобака. Своих «белорусов» Минский тракторный завод выпускал 13 лет, с 1962 г. Во времена последних пятилеток эти машины стали незаменимыми помощниками для посева и транспортировки сельхозкультур. С 1947-го Николай Фёдорович успел поработать на всех видах тракторов. Ударник труда рассказывает: сейчас техника для аграриев стала комфортнее и удобнее, правда, ломается чаще. Говорит Николай Прохоров:«Сейчас привыкли как? У него всё в кабине чисто. Тогда-то мы были - выйдешь, только одни зубы видны были. Любимая машина у меня была - трактор ДТ-75. Он возил три сеялки свободно, а вот этот вот трактор МТЗ-50 - он маломощный, он три сеялки не брал, а с двумя на нём нечего делать». А мощность этого «гусеничного работяги» - 75 лошадиных сил. Выпускали такого «покорителя чернозёмов» в Харькове. Использовали при пахоте, севе, бороновании почвы и так далее. Именно Т-74 и поднимали целину в Советском Союзе. Большинство машин перестали эксплуатировать в середине 1980-х. Удивительно, но этот красавец дожил до наших дней и сохранил свою оригинальность на 80 процентов. Гусеничные тракторы сейчас - большая редкость, и чтобы это детище Харьковского завода 1979 года выпуска выглядело, как с конвейера, Виктор Прохоров приложил огромные усилия, даже несколько раз увольнялся с работы. Восстанавливал машину более десяти лет. Масса времени ушла на поиски редких запчастей - неиспользованные сейчас хранятся в нескольких сараях. Часть деталей заказывал в столице, часть в Воронеже, что-то выкупал у автолюбителей из соседних сел. Говорит Виктор Прохоров:«Техника, скажем, железная, но у неё тоже душа есть. Вот, надо относиться к ней соответственно, как к своим вещам. Костюм же, вы его чистите, гладите, и к трактору так же: смазать, почистить, восстановить, чтобы был исправен». Двигатель, коробку передач и сцепление перебрал полностью, смазал ходовую часть. По ходовой части - заводом не предусмотрена была смазка осей кареток, оси ленивца. То есть, трактор работал до износа. 10 лет - и списывался в утиль, металлолом. Но мастер нашёл новые оси. Какие-то - наварил, проточил. Составные части для гидравлической системы нашёл без труда, а вот радиатор также пришлось отремонтировать весь. И теперь в холодное время шторка закрывается, радиатор нагревается быстрее. Можно регулировать температуру в кабине: климат-контроль! В связке с культиватором старого образца по земле Т-74 передвигается плавно. Говорят, что и к управлению привыкаешь быстро. Говорит Виктор Прохоров:«Трактор управляется двумя рычагами, коробка передач механическая - 6 передач. Значит, можно три передачи вот так включать, и три - так. Две задние передачи - пониженная, повышенная. Тормоза управляются левой, правой педалью. Свет и кондиционер. Это регулировка запуска двигателя, пуск стартера, аккумуляторные батареи». На подворье механизатора полуторагодовалый Степан, внук Виктора Прохорова, подражая деду и прадеду, уже тянется к тяжёлой технике. С удовольствием управляется с тракторами, пока, правда, игрушечными. Старшие говорят, что будут только рады, если мальчик продолжит семейную традицию и сядет в кабину настоящего стального пахаря. Сами его всему и обучат, тем более, что профессия тракториста важности своей не теряет. Говорит Виктор Прохоров:«Она очень востребована, очень и очень. Учатся только в профтехучилищах, за деньги, кто хочет работать и зарабатывать деньги. Идут стройки, сами знаете, что стройки большие, техника серьёзная. Значит, внимание нужно. Трактористом как бы быть и сложно, и не сложно. Главное - не бояться грязи. Не стесняться своей профессии — тракторист». Главное, чтобы сами тракторы не стали для России раритетами. Их производство в стране за 18 лет сократилось в 24 раза! Если ещё в 2000-м выпускалось 192 тысячи тяжёлых помощников, то в конце прошлого года - всего чуть более 7800 единиц. И то половина из них - зарубежные марки российской сборки. А восстановленные богатыри Николая Прохорова теперь не простаивают. Кроме работы на своих 20 сотках «разминаются» и на соседских, безвозмездно помогая в уборке огородов друзьям-односельчанам.

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь