Воронеж ОБЩЕСТВО

Воронежские гончары возрождают карачунскую глиняную игрушку

Воронежские гончары возрождают карачунскую глиняную игрушку

19:50 10 декабря 8721
Источник: tv-gubernia.ru
«Барашек, жавороночки, это коровка, маленький лось, свинушка, это конь, козёл. Конь — это самая традиционная была игрушка. Уважали её, потому что конь был главный помощник на деревне. И возил, и сеял, и сажал и всё на свете» - делает и приговаривает народный мастер Галина Котельникова. Грубоватая форма, минимум деталей, натуральный цвет. Традиционную глиняную игрушку для крестьянских детей в Рамонском районе раньше не раскрашивали - рассказывает Галина Котельникова. Искусство создания свистящих статуэток бывший учитель ИЗО тридцать лет назад переняла у местного керамиста Василия Лямзина, когда получила задание представить на школьной конференции поделку в старинном стиле. В конце 80-х Василий Иванович был в здешних краях единственным мастером, сохранившим эту гончарную традицию. Сегодня его работы остались в фондах областного краеведческого музея, а так же в Нижегородском, Московском, Санкт-Петербургском и Сергиев-Посадском музеях прикладного искусства. Сегодня уже народный мастер Котельникова наглядно демонстрирует отличия игрушек разных традиций: «Игрушка наша проста по форме и не имеет росписи. В отличие, допустим от старооскольской — это Белгородская область, раньше была Воронежская губерния. Отличается тем, что она расписывалась. Вот эти веточки — как древо жизни, такие полосочки, кудри и так далее».Кроме животных, особой популярностью у карачунских гончаров пользовались женские образы. Такие куклы специально делали без головного убора, чтобы девочки учились на них завязывать платок. По легенде первыми подобные игрушки стали создавать монахи из мужского монастыря, основанного здесь в начале 17-ого века. Сегодня же Галина Ивановна, вместе со своей ученицей Людмилой Дедовой, пожалуй, единственные в Рамонском районе популяризаторы карачунской игрушки. Людмила Дедова - мастер карачунской глиняной игрушки, художник-дизайнер, говорит: «Мы должны детей, и не только детей — людей, познакомить, вообще с многообразием. Потому что, зачастую, кроме дымковской игрушки больше никакой не знают и мы рассказываем и показываем, и, вообще, игрушку России, в том числе - нашу карачунскую, что она тоже достойное место занимает, вот в этом, так сказать, историческом процессе». Размоченную красную глину, добываемую здесь же, в Карачуне, протирают через сито. После этого сутки-двое она лежит на специальных гипсовых плитах, чтобы этот пористый материал впитал в себя всю лишнюю влагу. Так зарождается игрушка. Галина Котельникова - народный мастер Воронежской области — рассказывает: «Глина, говорят, успокаивает. Сама лепка. То, что в руках мнёшь мягкий этот комочек и из этого комочка получается какое-то животное, которое может понравится человеку — как ребёнку, так и взрослому, и, наверное, просто это захватывает». Сам процесс лепки недолгий. Традиция подразумевает создание миниатюрных животных, в большинстве своём - с двумя конечностями. Поэтому мундштук делают в хвостах фигурок. Чтобы сыграть простую мелодию, в тельце полой игрушки проделывают специальные отверстия. Перенимать секреты промысла у Галины Ивановны Людмила Дедова начала еще когда была младшеклассницей. Сейчас сама проводит мастер-классы на выставках и учит юных рукодельниц технике лепки, внесённой в реестр нематериального культурного наследия России. Готовые игрушки хранительницы традиций покрывают глазурью для керамики и отправляют на обжиг в печь. Людмила Дедова (Мастер карачунской глиняной игрушки. Художник-дизайнер): «Когда -то гончары во многих промыслах, в том числе и в Карачуне, обжигали в дровяных горнах. Это были огромные печи, да, это был серьёзный процесс, многочасовой, там даже, чуть ли ни сутки занимал этот процесс. Игрушки можно было обжигать, конечно, и в русской печке дровяной, в домашних условиях. Сейчас ситуация немного другая. Мы обжигаем, конечно в современных муфельных печах». Ещё одна особенность карачунской игрушки — её размер. В старину мастера старались делать фигурки миниатюрными специально, чтобы те помещались в ладонь, и их было сложнее разбить. А слабо выраженные детали свистящих статуэток способствовали развитию детского воображения. Людмила Дедова говорит: «Наш современный мир, он немножко развращён вот этими яркими кричащими игрушками, которые всё уже — всё придумано за ребёнка. А именно вот такие лаконичные, обобщённые формы, они, ну заставляют додумывать, допридумывать, дофантазировать и это не плохо, это наоборот плюс. Для ребёнка — это какое-то развитие дополнительное». В начале 20-ого века в селе Карачун гончаров были целые династии. Умельцы из двух сотен дворов создавали горшки и прочие изделия из глины, которые вывозили на ярмарки в Воронеж и соседние губернии. В тридцатые годы многие из тех, кто занимался этим ремеслом были репрессированы. В 70-е, после открытия в Рамони фабрики художественной керамики, ее продукция заполонила воронежские магазины. Люди стали потихоньку вспоминать о традиционных промыслах. Сегодня этому процессу способствуют не только профессиональные керамисты, но и такие вот художницы, народные мастера - популяризаторы «потешного ответвления» гончарного дела.