Отмена ЕГЭ: за и против
Глава комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов заявил, что в России уже начался процесс отказа от ЕГЭ. По мнению депутата, в стране может появиться новый формат оценки. В его основу войдут лучшие стороны ЕГЭ, советской системы образования, а также российской. Корреспонденты TV Губернии решили пообщаться с экспертами, детьми и их родителями, чтобы узнать, действительно ли система ЕГЭ настолько ужасна или у неё все же есть и положительные стороны?
Заместитель декана физического факультета по учебной работе ВГУ Дмитрий Любашевский является экспертом ЕГЭ по физике. Ежегодно он проверяет множество исписанных школьниками бланков и оценивает их результаты. По словам специалиста, у ЕГЭ есть и сильные и слабые стороны.
– ЕГЭ даёт школьникам возможность единожды сдать экзамены, а затем просто отправить результаты в желаемые вузы, в то время как советским ученикам приходилось подтверждать свои знания и в школе, и в университете, что требовало не только сил, но и нервов. В наши дни ЕГЭ можно назвать золотым билетом для талантливых детей, живущих в глубинке. Благодаря своим знаниям, ребята могут поступать в лучшие вузы страны, – говорит Дмитрий Любашевский. – Но есть и ряд недостатков. Например, ограниченность формата проведения самого экзамена. Несмотря на универсальность тестовой системы, она оценивает только определённые навыки, такие как знание фактов или умение решать задачи. При этом творческие способности и другие индивидуальные особенности учащихся остаются вне поля зрения. Да и в целом постоянный акцент на подготовке к экзамену нередко подменяет настоящую образовательную цель — развитие критического мышления, творческого подхода и широкой эрудиции.
Илья Сиволдаев – правозащитник, координатор воронежского отделения движения «Образование – для всех», в свою очередь, считает, что ЕГЭ должен быть добровольным.
– В большинстве случаев школьники забрасывают все другие предметы, и всё своё время тратят только на то, чтобы натаскать себя на успешную сдачу экзамена. Также у детей формируется клиповое мышление. Ребёнку нет нужды думать, анализировать. Ему приходится запоминать огромный массив информации, фактов, которые никак не пригодятся ему в обычной жизни, – считает Илья Сиволдаев. – Нужно вернуть вступительные экзамены, которые были раньше. ЕГЭ можно оставить, но сдавать его должны не принудительно, а по желанию.
Школьные учителя относятся к ЕГЭ неоднозначно. Пока одни твёрдо стоят на том, что тестовая система ЕГЭ не подходит для творческих личностей, другие – видят в ней по большей части плюсы. Как, например, Ирина Глушкова.
Учитель информатики МБОУ СОШ № 44 и МБОУ СОШ № 50 Ирина Глушкова
– Единый государственный стандарт удобен наличием типовых заданий, на которых дети могут натренироваться перед сдачей экзамена и не бояться ждущей впереди неизвестности. Тем более, в жизни их ждёт ещё множество испытаний, ЕГЭ – одно из них, поэтому ребятам важно развить в себе дисциплинированность и ответственность ещё будучи за школьной скамьёй, – уверена Ирина Глушкова. – Однако всё же нельзя не сказать о высоком уровне стресса, который ежегодно испытывают все выпускники. Пожалуй, недостаток системы я вижу только в этом.
А вот врач-психиатр, психотерапевт Дмитрий Карелин убеждён, что в стрессе от экзаменов виновата не система, а ближайшее окружение детей.
– Я поддерживаю проведение ЕГЭ. Чётко выстроенная система позволяет избежать списывания и даёт возможность поступить в университет детям и из крупных городов, и из небольших сёл, – отмечает Дмитрий Карелин. – Однако родителям нужно понимать, что подростки в период подготовки к экзаменам особенно уязвимы. Поэтому важно следить за тем, чтобы у ребёнка был распорядок дня, в котором есть место для 8-часового сна, отдыха, встреч с друзьями и т.д. Так, ежедневная нагрузка станет равномерной, что позволит избежать перепадов настроения, излишнего волнения и страха перед сдачей ЕГЭ. Отмечу, что психику детей, как правило, нарушает не сам экзамен, а взрослые, требующие максимальных баллов и «красный» аттестат. Дети обязательно должны знать, что в семье их принимают и любят независимо от их оценок.
Что касается самих школьников, то, в целом, система ЕГЭ многих устраивает, однако, как выясняется, неравенство всё же присутствует.
Позицию школьницы разделяют и многие родители, которые стабильно отдают часть своей заработной платы на дополнительные занятия детей.
– Чтобы сдать ЕГЭ на высокие баллы, нужно очень много денег. Ежемесячно мои родители платят более 20 тысяч рублей за мои занятия по истории, обществознанию, русскому языку и математике. Я готовлюсь к поступлению на юридический факультет, поэтому два года штудирую учебники. Без репетиторов я бы не справилась, – делится одиннадцатиклассница Алина Шаталова. – На уроках мы не готовимся к ЕГЭ, а решаем те задания, которые прописаны в учебной программе. Многие их них нам не пригодятся на сдаче, поэтому и приходится заниматься дополнительно. Времени на сон и отдых, к сожалению, почти не остаётся.
– Учителей тоже можно понять, сейчас в классах по 35-40 человек. Один преподаватель чисто физически не может успеть разобрать проблему на уроке с каждым учеником, – говорит мама двух детей Ксения Дьяченко. – Однако именно ЕГЭ со всеми его сложностями и тонкостями показывает реальный уровень знаний детей, по которому можно понять, как будет учиться ребёнок дальше: на бюджетной или коммерческой основе.
В целом, несмотря на недостатки, преобладающее число экспертов всё же поддерживает ЕГЭ, но отмечает, что изменения в системе всё-таки необходимы, так как типовые тестовые задания не позволяют раскрыть творческий потенциал учеников, от которого может зависеть их дальнейшая карьера и судьба.