
О подвиге воронежца узнал из рассекреченных материалов спустя 80 лет
В редакцию TV Губернии пришло трогательное и тёплое письмо, в котором наш читатель Леонид Глущенко рассказал о непростой судьбе отца своей жены, Василия Ильича Чевычалова. Младший лейтенант Чевычалов почти 80 лет считался пропавшим без вести. И только недавно семья узнала его историю, а подвиг героя получил официальное признание…
Василий Чевычалов был призван на фронт в июле 1941 года. Пройдя через тяжёлые бои и ранения, он окончил пехотное училище и осенью 1944 года в звании младшего лейтенанта командовал взводом на 3-м Белорусском фронте. Его последнее письмо домой было коротким: «Стоим под Варшавой, скоро пойдём в бой, береги дочь Ниночку». В октябре 1944 года он погиб в боях в Восточной Пруссии, а его семья получила извещение: «Пропал без вести».
Только через три года жена узнала, что Василий, «проявив героизм и мужество, умер от ран». Многолетние попытки выяснить подробности его подвига и получить заслуженную награду упирались в стену молчания профильных чиновников. Ответ был категоричным: «В картотеке учёта награждённых не значится».
Правда открылась благодаря рассекречиванию архивных документов. Семья смогла найти наградной лист, в котором был подробно описан подвиг младшего лейтенанта Чевычалова. 21 октября 1944 года на подступах к станции Гёриттен (Восточная Пруссия) он во главе своего взвода зашёл с фланга противника, уничтожил две пулемётные точки и свыше 25 гитлеровцев. Без потерь со своей стороны занял и удерживал важный рубеж. В бою 23 октября был тяжело ранен и через два дня скончался в госпитале. Командование представило его к ордену Красной Звезды посмертно.
История завершилась в 2022 году. Согласно Указу Президента, орден и удостоверение к нему, заверенные Владимиром Путиным, были торжественно вручены внуку героя.
– Справедливость восторжествовала, внуки и правнуки гордятся своим дедом и сохранят память о нём навсегда, – делится радостной новостью автор письма. – Горько лишь осознавать, что жена и дочь солдата, всю жизнь ждавшие этой вести, так и не дожили до дня, когда доблесть их мужа и отца была признана Родиной.