«Как объяснить детям, что мамы больше нет» – воронежским родителям бесплатно помогают преодолеть кризис в воспитании детей
Быть родителем - огромная ответственность. И постоянное испытание, с которым не всегда можно справиться в одиночку. Как понять ребёнка, как добиться, чтобы он понял тебя? Как избегать кризиса в семье и справляться с ним? Как пережить развод или судебные тяжбы, не травмировав детей? В кризисном центре «Право голоса» уверены: можно научиться быть «достаточно хорошим родителем» даже в самых сложных ситуациях.
Не просто ночлег
В офисной части центра кипит работа: специалисты отвечают на звонки, выясняют, какая помощь требуется. На полках — продукты и вещи первой необходимости. Через дверь — уютный шелтер (помещение для временного размещения людей, попавших в трудную ситуацию), где стараниями волонтёров создана домашняя атмосфера.
Центр помогает в самых разных ситуациях: бедность, потеря кормильца, утрата жилья, болезнь, домашнее насилие...
— Существует стереотип, что кризисный центр — место исключительно для людей с зависимостями или асоциальным поведением. Но реальность иная, — объясняет директор центра Александрия Горбунова. — Например, к нам приходил отец-одиночка. Он, после смерти жены в растерянности: «Накормить, одеть — справлюсь. Но как объяснить детям, что мамы больше нет?». Или женщина, потерявшая мужа, а вскоре родившая ребёнка с тяжёлым диагнозом. Её главным вопросом было не «где жить?», а «как теперь жить?». И, конечно, у нас находят приют те, кто сбежал от домашнего насилия.
«Право голоса» предоставляет не просто ночлег, а комплексную поддержку. Семьи могут оставаться в шелтере до трёх месяцев, получая питание, вещи, юридическую и психологическую помощь, включая взаимодействие с органами опеки и следствием.
Я, реальность и ребёнок
Ключевой проект фонда — бесплатный Центр родительских компетенций под руководством педагога-психолога Алёны Севостьяновой. Здесь создано пространство для родителей, переживающих кризис взаимопонимания с детьми. На встречах группы поддержки родители, делясь проблемами и сложностями в воспитании детей, понимают, что многие сталкиваются с подобными ситуациями и что учиться быть родителем нужно всем.
Самые частые запросы родителей к психологу — помочь в острых семейных конфликтах, научить решать проблемы с учёбой ребёнка или поведением подростка.
—Бывает, родитель признаётся: «Не хочу бить ребёнка, но иначе он не понимает». Наша цель — не осудить такого родителя, а стать для него опорой, показав с помощью имеющихся у нас ресурсов, что возможны другие, более действенные варианты взаимоотношений, — говорит психолог.
В основе родительской компетентности, по словам Алёны Севостьяновой, не погоня за идеалом, а концепция «достаточно хорошего родителя» — того, кто в контакте с собой, реальностью и ребёнком.
— Родительской компетентности можно научиться, - полагает она, - чего не скажешь о родительской любви. Но именно она чаще всего и приводит людей к нам. У нас нет универсальных решений, ведь каждая семья индивидуальна. Психолог, другие родители, книги могут только подсвечивать разные пути решения проблемы, а выбор всегда делает сам родитель.
Опора вместо страха
Основной рабочий инструмент участников группы поддержки — «Дневник родительских компетенций». Это методическое пособие из 16 тем, разбитых на блоки: понимание себя, ребёнка, взаимоотношений и сложных ситуаций. Это пособие используется как во время занятий, так и дома.
Каждое занятие посвящено определённой теме, которую предлагает либо психолог, либо сами родители. Участники делятся своими наблюдениями и проблемами, изучают рекомендации «Дневника», выполняют подобранные в нём упражнения. Между занятиями родители пробуют применить полученные навыки и знания на практике, а на следующей встрече обмениваются опытом.
— На одно из занятий пришла мама двух подростков. Она была просто измотана. А всё – из-за гипертребовательности: к себе, детям, окружающим, — рассказывает Алёна. — И вот на встрече её осенило: в её ежедневном графике, забитом делами, нет ни одного промежутка для себя. Наша работа началась с простого — разделения обязанностей внутри семьи. Сначала ей казалось, что просить о помощи — значит, признать слабость. Но шаг за шагом она научилась делегировать полномочия, разрешила себе не быть идеальной. И в её графике постепенно появилось личное время — сначала полчаса, потом больше. Улучшилось и самочувствие, и отношение к окружающим.
Другая история - женщина не могла найти контакт с дочкой-подростком. Они постоянно ругались, эмоции зашкаливали. Интересы и друзья девочки не устраивали маму. На встречах с ней психолог уделяла много внимания возрастным особенностям, физиологии подростка. Мама стала лучше понимать свою девочку, отношения наладились.
— Вообще, сам приход к нам — уже прорыв. Признаться «я не справляюсь» бывает сложнее, чем кажется. Мы помогаем научиться бережно выходить из конфликтов. И тогда вместо страха появляется опора. А с ней — второе дыхание, — заключает Алёна.
СВОИМИ СЛОВАМИ
«Занятия стали спасением»
Светлана Новикова, 32 года
- Я после развода одна воспитываю трёхлетнюю Лизу. Хочу быть хорошей мамой, но как? В соцсетях одни «идеальные мамы», а в жизни — растерянность. Здесь мне дали не теорию, а настоящие инструменты. Научили видеть, когда я веду себя, как «подружка», а когда – как «тиран». Но главное — я перестала чувствовать себя одинокой. Здесь другие мамы так же делятся страхами и сомнениями. Меня приняли со всей моей неидеальностью. Это дало опору, которой мне так не хватало.
«Хочу быть папой «в тренде»
Эдуард Зуев, 52 года
— У меня две дочери, 10 и 16 лет. Пришёл на занятия, чтобы быть отцом «в тренде» — мир меняется быстро, и хочется понимать, как растить детей сегодня. Главный вызов — гаджеты и тот цифровой микросоциум, в котором они живут. Я сам работаю в этой сфере и вижу, как много непроверенной информации выдают за истину. Разобраться в этом потоке — важная задача. Для меня папа «в тренде» — это, прежде всего, личный пример. А ещё — умение понимать ценности нового поколения и оставаться эмоционально доступным, чтобы со мной можно было обсудить что угодно. Быть таким отцом — моя главная задача.
«Нашла островок спокойствия»
Ирина Ключникова, 34 года
- Я попала в центр, когда бывший муж через суд пытался забрать моего сына. Повестка в суд стала полной неожиданностью. Это был кризис, который я не могла преодолеть одна. Моей главной задачей было не настроить ребёнка против папы, несмотря на всё, что происходило. Но как это сделать, как защитить сына? Ответ я нашла в группе поддержки. Для меня занятия стали островком спокойствия, где можно поделиться наболевшим, где поймут и помогут.
КСТАТИ
Занятия в Центре родительских компетенций проходят в Северном районе Воронежа два раза в месяц по вторникам с 12.00 до 14.00. Записаться можно по телефону +7 (915) 580 40 82.