Спрос на услуги ИТ, интернета и телекома за год вырос на 160%
Онлайн-исследование в период с апреля 2022 г. по март 2023 г. провело аналитическое агентство ORO (АО "МИЦ") в сотрудничестве с "Авито" (ООО "Авито Холдинг") на базе опросов (около 3000 интервью) жителей городов с населением от 100 тыс., работающих в сфере услуг, как частным порядком, так и в компаниях. Годовой объем заказов и выручки вычислен методом экстраполяции данных исследования на суммарное количество провайдеров (граждан и компаний), оказывающих услуги.
Согласно данным Росстата за 2022 г., в сфере услуг работало около 13,9 млн человек из 83,2 млн трудоспособных граждан, при этом на рынке было отмечено около 5,6 млн провайдеров, около 80% из них - частные исполнители. За год выполнено около 4,1 млрд заказов, онлайн составляет не менее 43% от общего числа источников заказов, 54% которых приходятся на объявления "Авито", 44% - соцсеть "ВКонтакте", 27% и 22% соответственно приносят Telegram и WhatsApp и самая малая доля у Instagram, который за 2022 г. привлек около 22% клиентов.
Ранее в период с 2020 г. по 2021 г. аналогичное исследование проводило агентство Data Insight (ООО "Дейта Инсайт"), специализирующееся на маркетинговых исследованиях рынка электронной коммерции. По его данным, на тот период в стране в сфере услуг работало 9,4 млн человек, при 4,1 млн провайдеров, годовая выручка составила 6,2 трлн руб. при 2,3 млрд заказов. Онлайн-ресурсы поставили около 61% заказов. Доля "Авито" в источниках заказов составляла 53%, "ВКонтакте" - 44%, Instagram - 36%, а Telegram, WhatsApp и Viber - 27%.
Таким образом, за два года число работников рынка услуг выросло почти на 50%, а его финансовые результаты - почти на 160%. Онлайн-источников в абсолютных числах не стало меньше, так как число заказов увеличилось почти вдвое. Объявления "Авито" и размещения в соцсети "ВКонтакте" остались наиболее стабильными поставщиками заказов, Instagram в силу известных событий растерял пользователей и их клиентов, которые мигрировали в Telegram и WhatsApp.
Отвечая на вопросы ComNews о прогнозах роста рынка услуг и доли онлайн в источниках заказов, управляющий директор "Авито Услуг" и "Авито Работы" Артем Кумпель сообщил, что увеличение как числа провайдеров услуг, так и количества заказов и объемов выручки неизбежно, особенно с учетом цифровизации, когда архаичные форматы объявлений на подъездах и сарафанное радио постепенно уходят в прошлое. Это снижает латентность реакции заказчика и позволяет использовать высокотехнологичные инструменты для ведения бизнеса, что означает непременный рост доходов. "По данным исследования агентства ORO, самым популярным источником заказов для большинства остается "Авито" - каждый второй исполнитель услуг использует платформу для поиска клиентов", - подчеркнул он, отметив, что рынок услуг по-прежнему остается территорией частных мастеров - три четверти (79%) это частники и самозанятые специалисты. "Это служит подтверждением роста предпринимательской активности в стране, и можно с уверенностью говорить, что на рынок услуг будет приходить все больше частных предпринимателей и компаний", - заявил руководитель проектов. Также он поделился информацией, что на микробизнес приходится основной объем заказов (46%) и выручки рынка - 71%, или 12 трлн руб. "Согласно аналитическим данным "Авито Услуг", с марта по апрель этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на все виды услуг по всей стране вырос на 62%. А объявлений от мастеров за этот же период стало больше на 42%. Наиболее заметно спрос увеличился в категориях: "ИТ, интернет, телеком" (+159%), "Ремонт и обслуживание техники" (+80%), "Красота и здоровье" (+76%), "Ремонт и отделка" (+65%), а также "Транспорт, перевозки" (+47%)", - резюмировал Артем Кумпель.
Представитель пресс-службы социальной сети "ВКонтакте", указанной в данных исследования как источник более 44% онлайн-заказов для исполнителей, отказался отвечать на вопросы ComNews об оценке результатов опроса, прогнозах роста онлайн-источников и доли микробизнеса на ближайшие годы.