Воронеж ТЕЛЕКОМ

В чем преимущества управления оборудованием дата-центра из

В чем преимущества управления оборудованием дата-центра из "одного окна"?

02:30 30 сентября 8946 Пожаловаться на новость
Источник: ComNews

Чтобы дата-центр мог качественно и безотказно выполнять свои функции, необходимо надежное программное обеспечение для управления инфраструктурой ЦОДа, считает Наталья Царёва, директор по продуктам ISPsystem. Тем временем ИТ-инфраструктура становится все более сложной. Она объединяет множество элементов, включая сетевые устройства, серверы, системы хранения, виртуализированные компоненты. Управлять всеми этими активами непросто.

Например, чтобы запустить и поддерживать в дата-центре любой сервис, необходимо выполнить множество задач. Для этого нужны средства управления, администрирования и контроля. Обычно используются два подхода к управлению оборудованием ЦОДа:

1. Покупка оборудования одного вендора и системы управления того же поставщика

Этот подход предполагает приобретение всего оборудования у одного производителя и использование его программного обеспечения для управления. Преимущества включают в себя высокую степени интеграции, качественную и эффективную поддержку и своевременные обновления продукта. Оборудование и ПО от одного вендора обычно хорошо интегрированы, что упрощает настройку и управление. Техническую поддержку для всего оборудования и программного обеспечения предоставляет один вендор. Это значительно упрощает решение проблем. Обновления ПО также выпускаются одним производителем, что снижает риск несовместимости.

Конечно, есть и существенные недостатки. Полная зависимость от одного поставщика может привести к проблемам, если вендор изменит условия или прекратит поддержку. Вендоры могут увеличивать цены на оборудование и услуги, зная, что клиенту сложно перейти к другому поставщику. Это негативно скажется на затратах. Наконец, возможности выбора оборудования и ПО ограничены предложениями одного вендора. Это снижает гибкость по сравнению с мультивендорным ПО.

Важно учитывать риски, связанные с привязкой к одному вендору, и для большей гибкости и независимости рассматривать возможности использования мультивендорного решения. Выбор между покупкой систем одного вендора и мультивендорного ПО зависит от конкретных требований и условий работы дата-центра.

2. Использование мультивендорного ПО.

Этот подход предполагает развертывание оборудования разных производителей и управление им с помощью соответствующего мультивендорного ПО. Его преимущества включают в себя значительно большую гибкость, оптимизацию соотношения цены и качества, а также независимость от вендора. В этом случае есть возможность выбора лучшего оборудования от разных производителей для разных задач, а также выбора поставщиков на основе цены и качества, что может снизить затраты. Отсутствие зависимости от одного производителя снижает риск "привязки к вендору".

Таким образом, мультивендорное ПО позволяет управлять оборудованием разных производителей из одного интерфейса и дает свободу выбора аппаратного и программного обеспечения разных вендоров, что помогает оптимизировать затраты. Появляется возможность применять в каждом конкретном проекте лучшие, оптимальные решения. Меньшая зависимость от поставщика снижает риски, связанные с изменением условий или прекращением поддержки. В этом случае также можно использовать новейшие технологии от разных производителей, что повышает конкурентоспособность и эффективность.

Укрупнение ЦОДов, интеграция многочисленных систем, выполняющих разные функции, приводит к созданию целых комплексов связанных между собой решений. Этот мультивендорный подход приводит к тому, что компании, которые раньше специализировались в какой-то одной области, формируют более широкие продуктовые портфели, где как раз создают решения, которые вот позволяют управлять подобными комплексами.

Хотя такой подход может потребовать дополнительных затрат на интеграцию и поддержку разных систем, результатом будет централизованное управление оборудованием дата-центра из одного окна, и это даст множество преимуществ.

Управление из одного окна

Часто для решения задач управления в ЦОДах применяют разные инструменты, такие как системы мониторинга, приложения для обслуживания серверов и инвентаризации. Это усложняет работу дата-центра. Более эффективное решение — использовать максимально унифицированные средства для управления физической и виртуальной инфраструктурой, централизовать их. Тем самым упрощаются рабочие процессы и сокращаются затраты на поддержку ИТ-инфраструктуры. Такая платформа может представлять собой как мультивендорную систему, так и продукт одного производителя.

Управление оборудованием дата-центра "из одного окна" предоставляет значительные преимущества в удобстве, скорости и эффективности. Это означает быструю реакцию на изменения и меньшие трудозатраты. Большое число операций выполняется через единый интерфейс, что упрощает работу администраторов и снижает вероятность ошибок. Унифицированный набор функций и инструментов снижает затраты на обучение персонала. Например, экосистема из трех решений "Группы Астра" сейчас закрывает 90% задач, которые стоят перед дата-центром и по управлению оборудованием.

Быстрый доступ к информации даст возможность оперативно реагировать на инциденты. А централизованный контроль, возможность мониторинга и управления различными аспектами инфраструктуры из одного места повышает эффективность и безопасность.

Управление инфраструктурой любого масштаба

Современные платформы для управления мультивендорной ИТ-инфраструктурой позволяют управлять инфраструктурой ЦОДа любого масштаба в едином интерфейсе. Это включает в себя управление оборудованием — стойками, серверами, сетевыми устройствами, системами распределения питания (PDU) и ИБП, физическими и виртуальными сетями и т. д.

Вот несколько примеров российских систем управления оборудованием в дата-центрах:

DCImanager от ISPsystem

Платформа для управления мультивендорной ИТ-инфраструктурой, включая серверы, сетевое оборудование, PDU и ИБП.

NetBox

Система управления сетевой инфраструктурой и дата-центрами.

Naumen DCIM

Решение для управления и мониторинга дата-центров.

Еще одна известная платформа — Zabbix. Хотя это международное решение, оно широко используется в России для мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой.

Такие платформы можно применять и в локальных серверных, и в крупных дата-центрах, в том числе в географически распределенных. Это дает возможность работать с оборудованием популярных производителей без дополнительных инструментов, а значит и без затрат на их сопровождение и поддержку. Администраторы могут видеть всю иерархию инфраструктуры, инвентаризировать ИТ-активы, удаленно управлять серверами и автоматизировать их обслуживание.

Также можно получать данные мониторинга ИБП, данные об общем энергопотреблении и нагрузке для каждого устройства или стойки, управлять розетками PDU, контролировать показатели работы оборудования, видеть статистику по трафику, информацию по тепловой нагрузке. Базовые настройки сети, управление сетевым оборудованием, VLAN, IP-адресами выполняются в графическом интерфейсе, без дополнительного ПО или ввода команд.

Система мониторинга объединяет потоки данных из разных источников, обрабатывает эту информацию в режиме реального времени, что позволяет получить сведения практически по всем параметрам дата-центра, включая вычислительную мощность, надежность инфраструктуры, управление активами и многое другое. Из единого окна можно следить за состоянием инфраструктуры во всех дата-центрах, просматривать данные о состоянии подключений, трафике, температуре и влажности, энергопотреблении, получать уведомления о возможных угрозах и поддерживать высокую доступность систем.

Распространение получили средства удаленного мониторинга систем инженерной инфраструктуры (ИБП, ДГУ, чиллеры, кондиционеры), их самодиагностике, автоматическому вводу резервных компонентов при выявлении аварийных. Доступны системы автоматического регулирования производительности систем холодоснабжения в зависимости от изменения потребления нагрузки.

С помощью таких платформ управления можно генерировать различные отчеты, упростить планирование мощностей и распределение ресурсов, эффективно использовать электроэнергию, оборудование и площади ЦОДа. Система позволяет получить детальное представление о работе объекта, планировать его эксплуатацию, управлять потреблением электроэнергии, устранять сбои, уменьшать продолжительность простоев и повышать качество обслуживания. За счет интеграции ПО управления с другими подсистемами ЦОДа, например, DCIM или системой биллинга, можно получить еще более мощные средства.

Что дает интеграция

В любом среднем или крупном дата-центре есть несколько основных блоков систем, которые необходимы для его функционирования, например, система электропитания, система охлаждения, система хранения данных, сетевая инфраструктура и система управления.

Чтобы обеспечить эффективную работу дата-центра, эти системы должны быть интегрированы между собой. Например, при обнаружении потенциальной проблемы в дисковой подсистеме сервера с помощью инструмента предиктивной диагностики и анализа SMART (Self-Monitoring, Analysis and Reporting Technology) система должна отправлять уведомление о неполадках/инциденте в Service Desk и открывать заявку.

В дополнение к основным блокам систем, которые используются в ЦОДе, существуют и другие системы, развертываемые в зависимости от конкретных потребностей и требований дата-центра. В их числе система физической безопасности, система мониторинга окружающей среды, система пожаротушения, система резервного копирования, система управления энергопотреблением, система мониторинга энергопотребления, система управления активами, система управления инцидентами и система управления конфигурациями. Каждая из них систем играет свою роль в обеспечении надежной и эффективной работы дата-центра.

Например, множество преимуществ для бизнеса может принести интеграция систем управления дата-центрами и систем биллинга. Вот некоторые из них:

  • Автоматизация процессов: Интеграция позволяет автоматизировать многие рутинные задачи, такие как выставление счетов, расчет тарифов, выделение ресурсов и управление ими. Это снижает вероятность ошибок и повышает эффективность работы.
  • Улучшение обслуживания клиентов: Благодаря интеграции, клиенты могут иметь доступ к информации о своих услугах и платежах в режиме реального времени, получать более точные и своевременные счета. Это повышает уровень удовлетворенности клиентов.
  • Оптимизация ресурсов: Системы управления дата-центрами могут предоставлять данные о загрузке и использовании ресурсов, что позволяет более точно рассчитывать стоимость услуг и оптимизировать использование ресурсов.
  • Снижение затрат: Автоматизация и оптимизация процессов позволяют снизить операционные затраты, так как уменьшается необходимость в ручной работе и повышается точность расчетов.
  • Масштабируемость: Интегрированные системы легче масштабировать по мере роста бизнеса. Это позволяет быстро адаптироваться к изменениям в объеме обрабатываемых и хранимых данных и количестве клиентов.
  • Прогнозирование и аналитика: Можно собирать и анализировать данные о потреблении услуг, что помогает в прогнозировании будущих потребностей и разработке новых тарифных планов.

Эти преимущества делают интеграцию систем управления дата-центрами и систем биллинга важным шагом для компаний, стремящихся повысить свою эффективность и улучшить качество обслуживания клиентов.

Интеграция систем управления ЦОД и DCIM (Data Center Infrastructure Management) также имеет ряд преимуществ, которые могут значительно улучшить работу дата-центра, в том числе:

  • Видимость и контроль: Можно получить "единый взгляд" на все системы и компоненты дата-центра, включая серверы, сети, хранилища данных и инфраструктуру. Это помогает лучше контролировать состояние оборудования и ресурсов, а также быстрее реагировать на проблемы.
  • Повышение эффективности: Объединение систем управления ЦОД и DCIM позволяет оптимизировать использование ресурсов, таких как электроэнергия, пространство и охлаждение. Это может привести к снижению операционных расходов и повышению общей эффективности работы дата-центра.
  • Упрощение процессов управления: Упрощаются такие процессы как планирование мощностей, мониторинг производительности и управление жизненным циклом оборудования. Это может сократить время на выполнение рутинных задач и уменьшить вероятность ошибок.
  • Повышенная безопасность: Объединение систем дает более полный обзор состояния безопасности и возможность быстрого реагирования на угрозы.
  • Более точное прогнозирование: Можно получать более точные данные для прогнозирования будущих потребностей в ресурсах.
  • Снижение рисков: Можно снизить риски, связанные с непредвиденными событиями, такими как сбои оборудования или отключение электроэнергии, путем предоставления более полной информации о состоянии инфраструктуры и возможности быстрого реагирования.
  • Улучшенная отчетность: Более точные и полные отчеты о работе дата-центра могут быть полезно для анализа производительности, планирования бюджета и принятия решений.

Некоторые решения позволяют видеть на интерактивной карте, как расположено оборудование в стойке, быстро найти свободные места под новую установку, оценить состояние инфраструктуры. Это помогает держать под контролем вычислительные мощности и планировать размещение.

В целом, подобная интеграция предоставляет множество преимуществ, которые могут помочь улучшить работу дата-центра и повысить его эффективность. Все чаще говорят не о платформах управления, а о системах управления эксплуатацией центра обработки данных (CMMS). Такая система позволяет решать следующие задачи:

  • Мониторинг параметров инженерных систем, протоколирование событий и режима работы.
  • Аналитика по инфраструктуре, в том числе предиктивная. Она дает возможность заранее предсказать выход оборудования из строя и проводить профилактические работы.
  • Управление ИТ-инфраструктурой и инженерной инфраструктурой дата-центра. Автоматизация бизнес-процессов и управление активами.

Производителей платформ управления достаточно много, у каждого из них есть собственное решение. Управление мультивендорной инфраструктурой дата-центра в едином окне унифицирует системное администрирование. Нет необходимости устанавливать ПО каждого вендора и обучать специалистов работе с ним. Это снижает порог вхождения сотрудников, повышает универсальность и эффективность работы.