Воронеж ТЕЛЕКОМ

Ленобласть вышла на финишную прямую с цифровой стратегией до 2030 г.

Ленобласть вышла на финишную прямую с цифровой стратегией до 2030 г.

02:30 12 декабря 5492 Пожаловаться на новость
Источник: ComNews

Представители правительства Ленинградской области провели онлайн-встречу для разработки Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ленобласти до 2030 г. Она прошла 11 декабря 2024 г., то есть за 20 дней до конца действия прежней стратегии. Предыдущий документ с таким названием и сроком действия 2022-2024 гг. губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко утвердил 23 сентября 2022 г. (распоряжением № 692-р).

По словам представителя Комитета цифрового развития Ленинградской области Марины Нечай, цифровая стратегия Ленинградской области до 2030 г. должна быть согласована и утверждена в федеральных органах исполнительной власти до 1 марта 2025 г., поэтому правительство региона ждет оперативных предложений по дополнениям и корректировкам в этот документ от игроков рынка.

К удивлению многих участников вчерашней встречи, представители региональных властных структур ни слова не сказали о проблемах и узких местах, которые требуется расшить с помощью цифровых технологий, а сразу передали виртуальный микрофон игрокам рынка. В частности, заместитель директора по информационным системам ГКУ Ленинградской области "Оператор электронного правительства" Александр Зарецкий, кратко перечислив четыре региональных проекта с применением искусственного интеллекта (ИИ), предложил ИТ-компаниям порассуждать, какие применения технологий ИИ он видят для финтеха, транспорта, ЖКХ и других сфер.

За время часового заседания лишь государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (ГБУ ЛО "МФЦ") озвучило две проблемы, требующих технологического решения.

По словам представительницы этой структуры, МФЦ в Ленобласти уже используют нейросетевую модель GigaChat от Сбербанка при оказании более чем 600 различных услуг жителям региона. МФЦ применяет чат-бот, который объясняет клиентам, как оказываются услуги, кто выступает в роли заявителя, в какие сроки и т.д. Она предложила задействовать GigaChat для доведения регламентов и многочисленных нормативных актов (назвав их "талмудами"). "Это бы облегчило нам жизнь, - сказала спикер от ГБУ ЛО "МФЦ", - чтобы информация была в одном месте и у граждан не возникало бы необходимости обращаться в на разные сайты, на наш портал и в наш колл-центр".

В продолжении выступления, представитель МФЦ назвала хорошей идею оснастить колл-центр этого учреждения технологиями искусственного интеллекта, оценив затраты на это в 50 млн руб. Хотя в самом МФЦ уже есть чат-бот для сотрудников, в чьи обязанности входит отвечать на технические вопросы, связанные с работой.

Однако, по словам другого участника встречи, заместителя директора департамента методологии, анализа и консалтинга ООО "БФТ-Холдинга" Сергея Когана, боты для поддержки продуктов плохо справляются с сырой информацией регламентов. Он отметил, что их нужно готовить и адаптировать под работу ИИ. При этом Сергей Коган обратил внимание на то, что боты хорошо справляются с контролем документов и "чем чаще задача повторяется", тем эффективнее с ней справляется искусственный интеллект.

Заинтересованность в работе с Ленинградской областью высказал директор по региональным связям с государственными органами ООО "Яндекс" Антон Москаленков. Он сказал, что компания готова рассматривать разные сценарии сотрудничества, но ей необходимо четко понимать запрос партнеров. По словам Антона Москаленкова, "Яндекс" уже работает с правительствами Москвы и Санкт-Петербурга в вопросах разработки помощников на основе больших языковых моделей (LLM) в нейросети YandexGPT.

"Наше сотрудничество будет взаимовыгодным. Нам интересно "скармливать" как можно больше информации цифровым моделям. У "Яндекса" есть опыт работы в системе государственных архивов и их оцифровки. Мы уже работаем в 19 регионах и будем рады, если если Ленинградская область присоединится к этому списку", - сказал Антон Москаленков.

О готовности к сотрудничеству заявил и ведущий аналитик Центра технологий электронного правительства ФГАОУ ВО "Национальный Исследовательский Университет ИТМО" Игорь Куприенко. Он рассказал, что в стенах этого вуза идет работа над цифровой платформой для "умного города". Ленинградская область, по его словам, выбрана в качестве тестового региона и Университет ИТМО готов показать результаты работы, в том числе интеллектуального помощника, который может пригодиться в градостроительстве и статистике.

Ленинградская область (вместе с Липецкой и Челябинской) входит в число пилотных регионов, в которых внедряется получение услуг по данным Единой биометрической системы (ЕБС). По данным ГБУ ЛО "МФЦ", в конце 2024 г. в регионе запланировано начало работы пяти площадок по приему документов на оказание услуг (в списке документов которых нет копии паспорта) по биометрии. На основе результатов работы площадок в Буграх, Мурино, Новосаратовке, Кудрово и Новоселье будет принято решение о целесообразности масштабирования сервиса на всю Ленобласть.

"У нас много заявителей, которые отказываются от обработки биометрических данных, и нам нужно понять, будет ли сервис востребован или нет. Но мы постараемся мотивировать клиентов пользоваться биометрией, однако сейчас подавляющее большинство не верит в то, что это безопасно. Для многих подключить биометрию - значит дать ее украсть, и пока мы не начнем убеждать людей в обратном, этот проект не взлетит", - сказала спикер ГБУ ЛО "МФЦ".

Релевантность и важность ее слов подтвердил заместитель генерального директора АО "Центр биометрических технологий" (ЦБТ) Владислав Святик. Он отметил, что биометрический сервис находится в РФ в "зачаточном" состоянии и назвал опасения россиян понятными и объяснимыми. Владислав Святик напомнил, что схожие страхи люди испытывали в годы появления первых бесконтактных терминалов.

"Получение услуг по биометрии - безопасная технология, гарантированная государством и это надо доносить до граждан", - сказал он. По данным зам. генерального директора АО "ЦБТ", в России уже запущено 14 сервисов на основе биометрии. В качестве примеров, помимо задач госуправления, он привел банки, которые используют биометрию при оплате, иностранцы не могут получить в России SIM-карту без биометрических данных, подтверждение возраста при покупке товаров для совершеннолетних, удаленную регистрацию ИП и заселения в гостиницу без предъявления паспорта. "В рамках стратегии мы можем проработать любое решение, связанное с аутентификацией граждан", - резюмировал Владислав Святик.