Ледовое побоище. "Роскосмос" предложил создать сетевого оператора в Арктике, чем занят и "Росатом"
В ходе сессии "Север на связи" на площадке форума "Арктика: настоящее и будущее" в Петербурге 12 декабря 2024 г. главный конструктор по направлению внедрения результатов космической деятельности АО "Российские космические системы" (РКС) Игорь Лангеман озвучил инициативу: объединить научно-технический задел ГК "Роскосмоc" с возможностями коммерческих предприятий и организаций (ГК "Росатом", компаний нефтегазовой отрасли и добывающие полезные ископаемые в АЗ РФ), а также перспективные проекты развития АЗ РФ и транспортного коридора Севморпути. (РКС занимается космическим приборостроением и входит в ГК "Роскосмос")
По словам Игоря Лангемана, базой объединения могла бы стать цифровая интерграционная платформа с функциями оператора, который занялся бы привлечением финансовых средств, эксплуатацией, техническим развитием и коммерциализацией услуг, а также выполнял функции сетевого оператора. "Ни одна структура, ни одна госкорпорация в одиночку не в состоянии решать задачу сетевого оператора в Арктике. А без ГК "Роскосмос" это сделать в принципе невозможно", - заявил представитель РКС.
Он добавил, что "Роскосмос" предлагает вынести эту тему на обсуждение Межведомственной комиссии по использованию результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития РФ (МВК РКД). "Считаем целесообразным пригласить к участию в заседаниях МВК РКД представителей бизнеса, занятых в добыче полезных ископаемых в Арктическом регионе, представителей госкорпораций, создающих и эксплуатирующих инфраструктуру в регионе, и других интересантов", - резюмировал Игорь Лангеман.
ГК "Росатом" тоже строит цифровую платформу в Арктике: это Единая платформа цифровых сервисов Северного морского пути (СМП) в рамках создания цифровой экосистемы СМП.
"Роль ГК "Роскосмос" в АЗРФ значительна, но не краеугольна. Реализация проектов "Сфера" и других проектов Роскосмоса, направленных на обеспечение связью и средствами мониторинга Арктической зоны РФ, сложно преуменьшить. Вместе с этим, активно развиваются и частные инициативы – проект по созданию низкоорбитальной группировки космических аппаратов для предоставления услуг связи и ШПД ООО "Бюро 1440", проекты по обеспечению данными ДЗЗ и информацией о местоположении судов на базе космических аппаратов АИС от ООО "МТ-Лаб", ГК "Спутникс", аэрокосмического дивизиона ООО "Т1" и прочих", - прокомментировал топ-менеджер крупного наземного оператора связи, пожелавший остаться неназванным.
Представитель одного из предприятий "Роскосмоса" напомнил, что в части резервирования ГНСС в рамках п. 5.2.4 Плана развития СМП на период до 2025 г. Минпромторг России и его подрядчики разрабатывают предложения по внедрению интегрированной информационной системы координатно-временного обеспечения на основе длинноволновой радионавигационной системы нового поколения - для определения места судна при отсутствии сигналов ГЛОНАСС/GPS.
"Не следует забывать о проверенных годами системах радиосвязи, которые во времена "спутниковых войн" обеспечивают гарантированное резервирование спутниковой связи – о радиосвязи на коротких волнах (КВ), - призвал чиновник одного из арктических регионов, который присутствовал на форуме "Арктика: настоящее и будущее". - Если говорить об обеспечении Арктики КВ-радиосвязью, то к счастью есть возможность избежать стройки с нуля – в Московской области пока еще функционирует приемо-передающий радиоцентр КВ (бывший радиоцентр морфлота СССР), который вещает на районы всей АЗ РФ вплоть до северного полюса. Для гарантированного покрытия всей акватории АЗ РФ следует развернуть второй КВ-радиоцентр в район Якутска. Тогда западный и восточный сектора морской акватории АЗ РФ будут надежно покрыты и зарезервированы радиосвязью".
ПОДЗ
Игорь Лангеман заявил, что инфраструктура федерального сетевого оператора по предоставлению потребителям результатов космической деятельности уже создана. В ответ на уточняющий вопрос корреспондента ComNews он добавил, что эта работа велась в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также госпрограммы "Космическая деятельность России". Она находится в ведении госкорпорации "Роскосмос" и разрабатывалась в АО "Российские космические системы".
Согласно плану развития Северного морского пути (СМП) до 2035 г., одно из его мероприятий (пункт 5.2.6) - разработка концепции реализации проекта по созданию трансарктического оператора связи для формирования единой современной телекоммуникационной инфраструктуры. Ответственные исполнители по этому пункту - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Минцифры России, Минвостокразвития, Минтранс, Минпромторг.
"Проект концепции подготовлен и в конце октября 2023 г. направлен в правительство РФ. К сожалению, решений пока не принято. Однако, учитывая актуальность вопроса, ожидается одобрение предложенных в проекте концепции подходов, - сообщил ComNews источник, близкий к ГК "Росатом". - Концепция предлагает единоначалие в координации создания и последующего управления операциями инфраструктуры связи и навигации в акватории Севморпути и на прилегающих территориях".
https://www.comnews.ru/content/221554/2022-08-05/2022-w31/arkticheskiy-operator-nachal-dreyf-k-realnosti
Ст. 7.1 федерального закона "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 01.12.2007 N 317-ФЗ возложила на "Росатом" полномочия и функции в области госуправления развитием и устойчивым функционированием Северного морского пути, инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории СМП. "Среди них – организация плавания судов в акватории Северного морского пути, что невозможно без навигационно-связного обеспечения. Именно поэтому в Плане развития СМП появился п. 5.2.6, - сообщил корреспонденту ComNews близкий к "Росатому" источник. – ГК "Росатом" выступает "локомотивом" развития навигационно-связной инфраструктуры в АЗ РФ, что невозможно без кооперации между регулятором, выполняющим роль куратора (Минцифры России), координатором развития навигационной-связной инфраструктуры ("Росатом") и участниками рынка / технологическими провайдерами различных элементов инфраструктуры ("Роскосмос", операторы космической, сотовой, фиксированной связи), а также производителями сетевого и абонентского оборудования".
По словам Игоря Лангемана "Роскосмос" взаимодействует с ГК "Росатом". "Мы не претендуем на головную позицию и всегда готовы оказать помощь и поделиться информацией, в том числе на партнерских основаниях", - подчеркнул он.
ПОДЗ
В АЗ РФ идет или планируется множество телекоммуникационных проектов, и все они имеют шанс стать частью инфраструктуры трансарктического оператора связи. Одним из значимых наземных проектов, который дошел до стадии реализации, является подводная волоконно-оптическая линия связи (ПВОЛС) "Полярный экспресс": она пройдет по дну российских северных и восточных морей, связав Мурманском и Владивостоком. Строительство этой ПВОЛС началось летом 2021 г.
https://www.comnews.ru/content/216745/2021-10-05/2021-w40/polyarnyy-ekspress-toropitsya-vostok
Кроме "Полярного экспресса", существует проект ПВОЛС "Северное сияние" – его инициатором выступило петербургское ОАО "Супертел", называющее себя единственным в РФ производителем подводных усилителей для линий связи. По сведениям генерального директора ОАО "Супертел" Константина Лукина, "Росатом" учел эту инфраструктуру в проекте концепции трансарктического оператора связи.
На вопрос о необходимости построения двух параллельных подводных магистральных линий, глава "Супертел" ответил, что на любом направлении необходим резерв – как по другому маршруту, так и на ином оборудовании.
https://www.comnews.ru/content/214878/2021-06-07/2021-w23/arktika-ne-vynesla-trekh-vols
При этом для развития связи в Арктическом регионе есть множество спутниковых проектов, но многие из них пока существуют лишь на бумаге. К примеру, история группировки "Экспресс-РВ" на высокоэллиптической орбите, ныне входящей в программу "Сфера" "Роскосмоса", пошла на 18-й год. 16 октября 2007 г. вышел Мининформсвязи №116 "Об утверждении перечня мероприятий по обновлению и развитию гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения". Он предписывал запустить три спутника "Экспресс-РВ" в 2009-2010 гг., но сроки многократно сдвигались.
Начальник отдела проектирования, разработки и системной интеграции наземных комплексов связи АО "Информационные спутниковые системы" им. М. Ф. Решетнева (АО "Решетнев") Роман Кургузов сказал, что первый спутник "Экспресс-РВ" будет выведен на орбиту в 2026 г., а в 2027 г. закончится формирование всей группировки "Экспресс-РВ". "Мы работаем сразу над двумя аппаратами, потому что они практически друг за другом вылетают", - объяснил Роман Кургузов. - Уже к концу 2026 г., с запуском первых двух спутников начнут проявляться все функции системы "Экспресс-РВ". Он уточнил, что пропускная способность каждого космического аппарата "Экспресс-РВ" составит 820 Мбит/с.
Из всех анонсированных в России телекоммуникационных спутниковых проектов гендиректор АО "Центр "Северная корона" Андрей Гриценко отнес к "высочайшей степени нужности" два: "Экспресс-РВ" и "Марафон IoT" (для услуг интернета вещей). В прошлом году стало известно, что "Роскосмос" заказал "Решетневу" только 132 космических аппарата "Марафон IoT", тогда как полная орбитальная группировка в проекте насчитывает 264 спутника.
https://www.comnews.ru/content/228713/2023-09-08/2023-w36/1007/polumarafon-roskosmos-nashel-dengi-polovinu-gruppirovki-marafon-iot
Роман Кургузов заявил, что проект "Марафон IoT" идет строго по контрактным срокам, и в 2025 г. на орбиту будет выведен экспериментальный аппарат "Марафон IoT". Он убежден, что "Роскосмос" закажет "Решетневу" вторую половину группировки "Марафон IoT", как только будут запущены первые 132 космических аппарата.