Воронеж ТЕЛЕКОМ

В Казахстане может появиться венчурный фонд от Евразийского банка развития для поддержки, в том числе, российских стартапов

В Казахстане может появиться венчурный фонд от Евразийского банка развития для поддержки, в том числе, российских стартапов

Источник: ComNews

Директор дирекции цифровых инициатив Евразийского банка развития (ЕАБР) Севак Саруханян на вебинаре АНО "Цифровая экономика" "Цифровые возможности в Евразии: проекты развития, платформы, регулирование" 27 марта заявил, что Евразийский банк развития в перспективе ближайших двух лет может запустить венчурный фонд на базе Astana Hub и Международного финансового центра "Астана" (МФЦА) в Казахстане для стартапов из Евразии, в том числе России.

По словам Севака Саруханяна, потребность в создании фонда вызвана тем, что имеющиеся банковские механизмы финансирования проектов - кредиты, гранты - не подходят для инвестирования в стартапы: они не могут гарантировать возврат средств в случае провала.

"Мы работаем с Международным финансовым центром "Астана", с Astana Hub и надеемся, что именно на площадке этих организаций у нас получится реализовать задуманное. Центральная Азия притягивает внимание с точки зрения создания логистических маршрутов, демографического развития, социально-экономических ресурсов и энергетики. Нахождение нашей стартап-площадки в Казахстане - перспективное и важное направление. Процесс идет медленно, но мы двигаемся в этом направлении", - рассказал Севак Саруханян.

Astana Hub - это крупный международный технопарк стартапов в Центральной Азии, находится в Астане и имеет региональные подразделения по Казахстану. Международный финансовый центр "Астана" - это особая налоговая зона в Казахстане для компаний-участников. Налоговой режим в этом центре соответствует стандартам BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, налогового планирования для искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена). По данным МФЦА, все акты, являющиеся основой законодательства МФЦА, разработаны на основе принципов, законодательства и прецедентов права Англии и Уэльса.

Как отметил заместитель директора по международному сотрудничеству АНО "Цифровая экономика" Андрей Филиппов, преимущество такого фонда, прежде всего, может быть связано с языковым аспектом и расширением потенциальной аудитории стартапов.

"С развитием искусственного интеллекта стартапы рождаются быстро. Это решения, которые являются частью инновационной цепочки, они оптимизируют уже существующие бизнес-процессы. Такие решения, как правило, внедряют корпорации. Но нужны координационные механизмы, которые позволят лучше понимать приоритеты компаний-заказчиков", - считает Андрей Филиппов.

Однако, по мнению Андрея Филиппова, прогноз создания такого фонда за два года звучит слишком оптимистично.

https://www.comnews.ru/content/233162/2024-05-16/2024-w20/1008/pochemu-finansist-timur-turlov-verit-kazakhstan-i-ego-fintekh

Директор департамента стратегического развития и инвестиций ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), генеральный директор MTS StartUp Hub Дмитрий Курин считает, что интерес российских стартапов к евразийским институтам развития и финансирования заключается в выходе на глобальный рынок и способах привлечения капитала в условиях, когда в России не работают международные платежи.​​

"Исторически венчурные фонды создавались в офшорах для получения налоговых преференций при продаже доли в компании и избежания налога на капитал. Например, если компания заработала 10x на продаже, чтобы снизить налоговую нагрузку, они регистрировались в офшорах: на Каймановых островах, Кипре. Казахстан не является офшорной юрисдикцией. Ни в Казахстане, ни в других странах Евразийского региона нет идеальной юрисдикции для фондов, где установлен низкий налог на прирост капитала", - объяснил Дмитрий Курин.

По его словам, работа через Казахстан - это вынужденная мера для переноса российских сделок в несанкционное пространство, где работают платежи через SWIFT. Это ближайшая локация без санкций, где проходят платежи, при этом рубли свободно перемещаются между Россией и Казахстаном в обе стороны.

"Сам по себе венчурный рынок Казахстана, несмотря на то что он развивается, - не самый привлекательный для российских стартапов. В Казахстане была попытка реализовать регуляторную песочницу английского права в МФЦА, но в итоге она реализована не в полном объеме. Помимо этого, казахстанский венчурный рынок - меньше российского, хотя российский рынок упал в 10 раз после 2022 г.", - заключил Дмитрий Курин.

https://www.comnews.ru/content/237179/2025-01-23/2025-w04/1013/investicii-it-gde-privlech-zarubezhnye-sredstva-cherez-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo