
Любые дороги дороги
Российские операторы мобильной связи почти одержали крупнейшую лоббистскую победу - освобождение от лицензионного обязательства покрыть все федеральные автомобильные дороги сетями LTE. Развязка наступит уже в конце июня 2025 года, когда состоится очередное заседание Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). История с полным охватом федеральных дорог сотовой связью тянется с 2014 года, но в 2025-м их покрытие сетями GSM недотягивает до 90%, а LTE-связью обделены около 65% автотрасс федерального значения.
Основной услугой в сети GSM (второго поколения) является подвижная голосовая связь, а в сети LTE (четвертого поколения, 4G) - скоростной мобильный интернет.
Сенсационный материал о том, что власти РФ отказались от планов тотального покрытия мобильным интернетом федеральных автотрасс, на прошлой неделе опубликовало издание "Известия". Такое требование содержится в решении ГКРЧ от августа 2021 года и в лицензиях четырех федеральных операторов сетей LTE, которые в том году государство продлило до 2031 года.
https://www.comnews.ru/content/239733/2025-06-18/2025-w25/1009/poverka-dorogakh-internet-ne-poyavitsya-chasti-federalnykh-trass
Проект одного из решений ближайшего заседания ГКРЧ носит говорящее название: "Об утверждении перечня участков автомобильных дорог, для которых не применяются требования по обеспечению покрытия подвижной радиотелефонной связью стандарта LTE". К документу приложен список участков дорог, которые эта межведомственная комиссия хочет вывести из-под обязательства LTE-покрытия: речь идет о трассах М-5 ("Урал"), М-8 ("Холмогоры") и М-12 ("Восток"). В перечень исключений попали 70 участков общей протяженностью более 1608 км, в том числе на трассе М-5 - 463,6 км (в Оренбургской, Самарской, Свердловской, Ульяновской, Челябинской областях и в Республике Татарстан), на трассе М-8 - 1095,7 км (в Архангельской, Владимирской и Вологодской областях), а на трассе М-12 - 48,9 км (в Республике Татарстан и Свердловской области).
Общая протяженность трассы М-5 составляет 1879 км, трассы М-8 - 1271 км, а трассы М-12 - 795 км. Таким образом, на участки, для которых ГКРЧ намеревается снять с операторов обязательства по покрытию сетями LTE, приходится, соответственно, 24,7%, 86,2% и 6,2% общей длины этих трасс.
Объединяет эти 70 участков то, что дедлайн по их покрытию сетями LTE истекает в сентябре 2025 года. Похоже, что операторы хотят скормить государству горькую пилюлю по частям: если на ближайшем заседании ГКРЧ действительно примет такое решение, то с большой вероятностью далее Госкомиссия будет ежегодно "выводить из-под огня" новые и новые участки федеральных автодорог - по мере приближения крайнего срока их охвата LTE-сетями.
Как говорят участники рынка, в документах к июньскому заседанию ГКРЧ содержится информация, что в 2024 году при Минцифры России была организована межведомственная рабочая группа (МРГ) по обеспечению LTE-покрытия. В нее вошли представители федеральных органов исполнительной власти, операторов связи "большой четверки" и заинтересованных организаций. Эта МРГ сделала убийственный вывод: 90% непокрытых участков федеральных автодорог невозможно охватить сетями LTE.
Как утверждает МРГ, только 10% потенциальных точек для строительства базовых станций соответствуют критериям обеспеченности инфраструктурой, которые еще в 2021 году установила ГКРЧ. Сотовые операторы могут отбояриться от охвата того или иного участка федеральной трассы сетью LTE по одной из трех причин: если до ближайшей точки подключения к транспортной сети (со скоростью не ниже 100 Мбит/с) более 30 км; если отсутствует возможность подключения базовой станции к электрическим сетям; если невозможно обеспечить электромагнитную совместимость базовой станции с другими радиоэлектронными средствами.
По всем 70 участкам, которые ГКРЧ хочет вывести из-под обязательства по LTE-покрытию, указана вторая причина: невозможность обеспечить базовую станцию электричеством (с напряжением не более 0,4 кВ). И это удивительно: государство сделало немало для того, чтобы у сотовых операторов появилась возможность протянуть как максимум 400 м кабеля до ближайшей линии электропередач.
История с географией
"Большая четверка" с успехом увиливает от обязательств по полному охвату федеральных автомобильных трасс уже более 10 лет.
Еще 8 октября 2014 года на заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования сети автодорог президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений, среди которых было и такое (№ Пр-2156ГС, п.I.5в): "Обеспечить бесперебойное функционирование подвижной радиотелефонной связи на всем протяжении автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения". Формулировка "подвижная радиотелефонная связь" позволяла операторам ограничиться сетями GSM, хотя еще в сентябре 2011-го ГКРЧ выдала частоты для развертывания сетей LTE четырем операторам.
Ответственным по поручению № Пр-2156ГС, п.I.5в был указан на тот момент глава правительства России Дмитрий Медведев, а срок исполнения того поручения истек 31 марта 2015 года. Однако сотовые компании с легкостью проигнорировали поручение.
Государство вернулось к этой проблеме в рамках федпроекта "Информационная инфраструктура" нацпрограммы "Цифровая экономика": как следовало из того документа, 100%-ное покрытие подвижной радиотелефонной связью всех автомобильных дорог федерального значения должно быть обеспечено к концу 2024 года.
Но и по сей день Россия не может похвастаться полным сотовым покрытием даже федеральных автотрасс, не говоря уже о региональных и межмуниципальных дорогах. Охват федеральных дорог GSM-сетями бывший глава Комитета по информполитике, ИТ и связи Александр Хинштейн в октябре 2024-го оценивал менее чем в 90%, а региональных дорог - "сетями связи различных поколений на уровне 20-40%". Уровень LTE-покрытия федеральных дорог Александр Хинштейн обозначил "от 54% до 75%".
На многих федеральных автодорогах нет электрических сетей. Все сотовые операторы имеют опыт обеспечения базовых станций на подобных трассах с помощью дизель-генераторов, но за месяц такой дизель поедает топлива более чем на 1 млн рублей. Поэтому сотовые компании заинтересованы в подключении к электрической сети.
Государство делало шаги, чтобы помочь связистам с этим. В частности, в мае 2019 года вступило в силу постановление правительства РФ, утверждающее правила предоставления сотовым операторам субсидий из федерального бюджета на обеспечение покрытия объектов транспортной инфраструктуры сетями связи. Субсидии предлагались в первую очередь на обеспечение базовых станций электрической энергией по постоянной схеме.
В 2022 году НИИ Радио (ныне - НИЦ "Телеком") разработал энергонезависимую опору для телекоммуникационного оборудования - прежде всего базовых станций. Она обеспечивает аппаратуру электропитанием благодаря солнечным батареям, ветрогенераторам двух типов и заглубленным в грунт аккумуляторам.
Да и в целом ссылка МРГ на невозможность обеспечить базовые станции электричеством на 90% протяженности федеральных дорог, не имеющих LTE-покрытия, звучит сомнительно. Если сотовые операторы смогли охватить почти 90% федеральных автотрасс сетями GSM, то они технически способны добиться точно такого же охвата и LTE-сетями. Ведь в России уже более 10 лет для сетей LTE действует принцип технологической нейтральности, который позволяет разворачивать их на частотах, которые операторы ранее получали для сетей GSM и 3G. И если на каком-нибудь участке федеральной автодороги проезжает пара машин в час и большого интернет-трафика оператор не получает, он вполне может установить базовую станцию, работающую не в высоком диапазоне 2,6 ГГц, выданном для сетей LTE, а в полосе 900 МГц, изначально распределенной для GSM-сетей. Или в полосе 700 МГц, которую ГКРЧ в 2011 году сразу выделила для сетей LTE.
https://www.comnews.ru/content/86544
При применении низкого частотного диапазона оператор сможет использовать меньше базовых станций и установить их на тех же башнях, на которых уже работает GSM-оборудование (и постоянное электропитание там есть).
Мало того, ГКРЧ, обязав "большую четверку" операторов покрыть все федеральные трассы сетями LTE, прямо в тексте решения от 2 августа 2021 года предложила им целый букет возможностей для сокращения издержек. Так, для исполнения этого обременения LTE-операторы могли совместно использовать инфраструктуру и радиочастотный спектр (RAN sharing и Spectrum sharing), роуминг между собой, а также бизнес-модель виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи (MVNO).
Последовательность действий
Автором идеи обязать сотовых операторов полностью обеспечить федеральные автомобильные дороги мобильным интернетом стал глава государства Владимир Путин. В июле 2021 года он напомнил, что в сентябре того года истекает 10-летний срок действия LTE-лицензий "большой четверки" (выданных в 2011-м), и предложил в качестве условий их продления на новое десятилетие обязать операторов мобильной связи покрыть сетями 4G все небольшие поселения и автотрассы.
Отвергнуть такую идею едва ли кто смог бы, и 2 августа 2021 года ГКРЧ решением № 21-59-03 обязала "большую четверку" покрыть LTE-сетями населенные пункты с количеством жителей 1000 человек и более (на 100% - к 8 сентября 2024 года) и федеральные автодороги (на 99,9% - к 8 сентября 2031 года). К сентябрю 2025 года LTE-охват федеральных трасс должен составить 85% - но пока отставание от графика составляет около 20%.
Похоже, что и эту идею Владимира Путина сотовые операторы не реализуют. Если ГКРЧ проявит слабину и исключит из обязательств по LTE-покрытию 1608 км федеральных трасс М-5, М-8 и М-12, то дороги назад (даже проселочной) уже не останется: операторы мобильный связи будут добиваться исключения из программы обеспечения LTE-связью участка за участком, по мере наступления обязательств по развертыванию там базовых станций.
С одной стороны, государство вроде бы должно проявить последовательность. Если оно в 2021 году продлило LTE-лицензии с условием полного покрытия сетями беспроводного ШПД федеральных дорог к сентябрю 2031 года, то должно добиваться от операторов строгого исполнения этой договоренности. Но с другой стороны, технологии не стоят на месте - и если на рынке появился более технологичный способ обеспечения интернет-доступом удаленных территорий, может быть, разумно им воспользоваться. Грубо говоря, зачем насильно обеспечивать всех лошадьми, если появились автомобили.
С 2021 года в мире набрали обороты низкоорбитальные спутниковые группировки для услуг ШПД, такие как американский Starlink, британский OneWeb или китайские Guowang и Spacesail. Подобный проект есть и в России - это группировка "Рассвет" компании "Бюро 1440". Поначалу эта компания развивалась в параллель государственным программам, но в мае 2025-го выяснилось, что низкоорбитальная ШПД-система "Рассвет" вошла в новый нацпроект "Космос", который "Роскосмос" представил на форуме ЦИПР 2025.
https://www.comnews.ru/content/239587/2025-06-06/2025-w23/1007/nacproekt-kosmos-osvoit-45-trln-rub
Правда, до планового развертывания первой фазы сети "Рассвет" (из 292 космических аппаратов) - еще 2,5 года, но может статься, что Минцифры формирует для нее на будущее рыночную нишу в виде ШПД на федеральных дорогах (в том числе и по принципу Direct-to-device - прямому каналу между спутником и смартфоном). К слову, на рынке спутниковой связи поговаривают, что Минцифры с начала 2025 года не согласовало подключение по каналам космической связи ни одного малого населенного пункта по программе УЦН 2.0, хотя в 2024 году "Ростелеком", руками космической "дочки" "РТКомм.РУ", подключил таким способом 50 точек, а в 2023 г. - 80 населенных пунктов. Одно из объяснений, которое предлагают участники рынка, - Минцифры хочет вскоре передать эти поселения на обслуживание в "Бюро 1440". Если эта версия верна, то грядущее снятие обременения по охвату автотрасс LTE-сетями с сотовых операторов - это не их лоббистская победа, а побочный эффект иных процессов.
Досье ComNews
Решением от 2 августа 2021 года № 21-59-03 "Об использовании радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами стандарта LTE и последующих его модификаций" ГКРЧ внесла в свое решение от 8 сентября 2011 года № 11-12-02 (о выдаче LTE-частот) новые специальные условия использования полос радиочастот 790-862 МГц и 2500-2690 МГц радиоэлектронными средствами стандарта LTE:
обеспечить выполнение следующего временного графика покрытия территорий Российской Федерации связью стандарта LTE и последующих его модификаций:
Дата достижения показателя |
Доля территорий Российской Федерации, на которых оказываются услуги связи |
|
Доля населенных пунктов с численностью населения 1000 чел. и более |
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения |
|
08.09.2022 |
90% |
70% |
08.09.2023 |
95% |
75% |
08.09.2024 |
100% |
80% |
08.09.2025 |
100% |
85% |
08.09.2026 |
100% |
90% |
08.09.2027 |
100% |
93% |
08.09.2028 |
100% |
95% |
08.09.2029 |
100% |
97% |
08.09.2030 |
100% |
99% |
08.09.2031 |
100% |
99,9% |
По данным Министерства транспорта России, общая протяженность автомобильных дорог федерального значения в стране составляет 66,2 тыс. км (и еще 74,3 тыс. км дорог в РФ - регионального или межмуниципального значения).