Воронеж ТЕЛЕКОМ

РЖД не знает, как посчитать экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта

РЖД не знает, как посчитать экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта

Источник: ComNews

Об этом заместитель генерального директора по вопросам цифровой трансформации ОАО "Российские железные дороги" Евгений Чаркин рассказал на II Международном научно-практическом ИТ-форуме "Цифровая трансформация образования и транспортной отрасли: анализ опыта и перспективы развития".

"Мы точно понимаем, что искусственный интеллект будет эффективен, но как посчитать его эффективность, пока не знаем - в стране отсутствует единая методика. Но мы над ней работаем: "Альянс в сфере искусственного интеллекта" совместно с ассоциацией "Цифровой транспорт и логистика" создал клуб "Технологии искусственного интеллекта для транспорта и логистики". В рамках него мы вырабатываем единую методику расчета эффективности применения искусственного интеллекта", - рассказал Евгений Чаркин.

По его словам, РЖД реализует более 50 ИИ-проектов. Также компания эксплуатирует 38 систем с искусственным интеллектом. РЖД использует искусственный интеллект для управления перевозками, эксплуатации и обслуживания подвижного состава и инфраструктуры, управления персоналом, охраны труда.

Евгений Чаркин сказал, что РЖД применяет те проекты, которые приносят экономическую эффективность. "Интеллектуальный осмотр вагонов уже работает в 61 пункте осмотра. Пилотное внедрение этой технологии на 32 пунктах вдвое превысило инвестиции, которые мы внесли", - также поделился Евгений Чаркин.

Системы с компьютерным зрением беспилотного поезда "Ласточка" помогут до 20% увеличить пропускную способность на Московском центральном кольце и до трех минут сократить интервал движения.

Разработка с искусственным интеллектом, применямая в процессе допуска вагонов после ремонта на инфраструктуру, которая заработает в конце 2026 г., тоже ускоряет процессы. "Данная технология позволяет снизить время на обработку видео и аудио заметок инженеров-инспекторов по допуску на дорожную инфраструктуру с 40 минут до пяти-шести", - рассказал Евгений Чаркин.

https://www.comnews.ru/content/242249/2025-11-11/2025-w46/1007/pravitelstvo-rf-razrabotaet-dorozhnuyu-kartu-perekhodu-rossiyskoe-transportnoy-otrasli

Голосовые помощники и "умные" чат-боты в РЖД обрабатывают 56% запросов клиентов и пользователей информационных систем. ИИ в три-пять раз сокращает время обработки обращений. Также искусственный интеллект помогает в управлении подбора персонала - более 8 тыс. первичных собеседований в месяц проводит голосовой робот.

РЖД занимается цифровой трансформацией согласно стратегии цифровой трансформации ОАО "РЖД" на 2019-2025 гг. (компания актуализировала ее 27 мая 2021 г. и 25 июня 2025 г.). Стратегия 2025-2030 гг. находится в процессе разработки, ее утвердят не позднее 31 декабря 2025 г. При этом более 94% расходов, которые тратит РЖД, идут на российские программные продукты и оборудование.

Оценка цифровой зрелости ОАО "РЖД" в 2020 г. составила 3,58 (по пятибалльной шкале), а в 2024 г. - 4,05.

При этом РЖД активно использует электронный документооборот. 81% билетов на поезда дальнего следования продаются в электронном виде. "Мы готовы продавать 100% электронно, но по-прежнему есть люди, которым важно общаться с живыми кассирами. Мы должны учитывать потребности таких граждан", - объяснил Евгений Чаркин

89% контрагентов взаимодействуют с РЖД электронно. При этом до СВО показатель был немного выше, но после 2022 г. снизился из-за повышенных требований к информационной безопасности, объяснил Евгений Чаркин.

"Важной вехой является введение в действие федерального закона № 140 о полном переходе на в электронный формат перевозочных документов с 1 сентября 2026 г. И здесь мы как РЖД полностью готовы", - отметил Евгений Чаркин.

Электронный документооборот - действенный способ сократить временные ресурсы. Сокращение бумажного документооборота может снизить операционные расходы на 20-30%, ранее отмечал заместитель директора Центра компетенций НТИ "Технологии доверенного взаимодействия" на базе ТУСУР Руслан Пермяков.

https://www.comnews.ru/content/240012/2025-07-04/2025-w27/1008/perekhod-perevozochnykh-dokumentov-obyazatelnyy-elektronnyy-format-upersya-trudnosti