Россия нацелилась на создание национальной морской системы связи при бедствии
Россия планирует подать заявку в Международную морскую организацию (IMO) на одобрение национальной морской системы связи. До 2023 г. на уровне IMO в качестве элементов Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) были одобрены лишь две сети спутниковой связи: британская Inmarsat и американская Iridium. В России традиционно в большей степени применялся Inmarsat, а его сервис-провайдером выступал ФГУП "Морсвязьспутник". С мая 2023 г. единственным владельцем Inmarsat стал американский оператор спутниковой связи Viasat Inc.
Установка профессионального морского оборудования связи ГМССБ является обязательным для всех судов, которые выходят за пределы 150-мильной зоны от родных берегов.
Как рассказал на форуме "Цифровой алмаз 2025" в Якутске генеральный директор ФГУП "Морсвязьспутник" Андрей Куропятников, в 2022 г. Inmarsat в одностороннем порядке отключил от связи ГМССБ все российские суда, которые перевозили углеводороды (для них сохранилась лишь возможность подать сигнал при бедствии). "Действия Inmarsat нелегитимны: у этой компании есть подписанные соглашения о публичных сервисах, - указал гендиректор "Морсвязьспутника". - Но она утверждала, что является частной компанией и вынуждена соблюдать западные санкции".
В ситуацию вмешалось Управление президента РФ по вопросам национальной морской политики, которое посодействовало в передаче "Морсвязьспутнику" полосы частот в L-диапазоне (он, в частности, используется для правительственной спутниковой связи). "Благодаря этим частотам "Морсвязьспутник" смог перенести нагрузку с космических аппаратов Inmarsat на спутник "Экспресс-103", владельцем которого является другое госпредприятие - "Космическая связь" (ГПКС). Как рассказал Андрей Куропятников, "Морсвязьспутник" разместил наземные станции этой российской морской системы связи при бедствии в Клинском районе Московской области и в городе Находка Приморского края.
"Мы смогли сделать так, чтобы судовладельцам не пришлось менять оборудование", - отметил Андрей Куропятников в беседе с корреспондентом ComNews. Бывший менеджер судоходной танкерной "дочки" крупной российской нефтегазовой компании, пожелавший остаться неназванным, сообщил ComNews, что в 2022 г. Inmarsat оставил без доступа к ГМССБ около 130 российских танкеров.
В июне 2025 г. британское издание TradeWinds, которое специализируется на новостях рынка морских перевозок, сообщило, что Россия подала жалобу в IMO на то, что после отключения компанией Inmarsat 126 связанных с ней судов возникла угроза безопасности моряков.
"Мы заинтересованы в расширении зоны обслуживания этой системы и ведем переговоры с ГПКС о задействовании емкости на спутнике "Экспресс-АМУ7", - сообщил глава "Морсвязьспутника". - Также мы рассчитываем на новую спутниковую группировку "Экспресс-РВ" на высокоэллиптической орбите, там как на Северном морском пути не все участки можно охватить с геостационарной орбиты".
Пресс-служба ГПКС, чьей собственностью является "Экспресс-АМУ7", не стала комментировать ход переговоров и готовность к предоставлению емкости в L-диапазоне на этом аппарате.
Андрей Куропятников добавил, что на космических аппаратах "Экспресс-РВ" тоже будут транспондеры L-диапазона. В начале октября 2025 г. теперь уже бывший генеральный директор АО "Решетнев" Евгений Нестеров рассказал, что четыре спутника "Экспресс-РВ" находятся в сборке и будут выведены на высокоэллиптическую орбиту четырьмя разными ракетами до 2027 г.
Knockin' on Heaven's Door
Андрей Куропятников сообщил, что у России есть план получить одобрение российской морской системы связи в IMO. Он заметил, что это - не быстрый процесс: Iridium потратил семь лет на признание в роли оператора ГМССБ, а китайская BeiDou пока добилась лишь признания в качестве региональной системы (это произошло в ноябре 2022 г. - прим. ComNews).
https://www.comnews.ru/content/212373/2020-12-24/2020-w52/iridium-potopil-monopoliyu-inmarsat-gmssb
В беседе с корреспондентом ComNews Андрей Куропятников уточнил, что "Морсвязьспутник" завершает подготовку заявки в IMO, а подавать ее будет морская администрация России (ее роль выполняет Министерство транспорта России). Минтранс РФ не ответил на вопросы корреспондента ComNews.
Источник, знакомый с международной морской регуляторикой, полагает, что в текущей геополитической ситуации России будет нелегко найти общий язык с IMO по признанию ее морской системы связи при бедствии хотя бы в качестве региональной. Он напомнил, что буквально месяц назад Российская Федерация не смогла провести представителя в Совет IMO.
Действительно, с 24 ноября по 3 декабря 2025 г. IMO проводила в Лондоне, где располагается ее штаб-квартира, 34-е заседание Ассамблеи – высшего органа этого специализированного агентства ООН по безопасности торгового судоходства. В ходе этого мероприятия проходили выборы в Совет, который состоит из 40 членов с двухлетним сроком полномочий.
СССР, а затем и Россия всегда имели одно место в Совете IMO, начиная с 1958 г. Однако в 2023 г. РФ впервые его потеряла.
"Начиная с 2023 г. политическое противостояние с Российской Федерацией ряда стран привело к тому, что вопрос избрания России в Совет IMO приобрел яркий политический окрас, - заявил Минтранс в официальном сообщении 28 ноября 2025 г. - На выборы в Совет 2025 года Россия подала заявку по категории А, как страна, наиболее заинтересованная в морском судоходстве. По этой же категории, где предусмотрено 10 мест, подали заявки всего 11 стран. По результатам голосования, в котором приняли участие 169 из 176 членов IMO, Российская Федерация не была избрана в состав Совета. Наша страна набрала 87 голосов – более половины проголосовавших стран, это на семь голосов больше, чем на предыдущих выборах в 2023 г.".
Заместитель генерального директора АО "Висат-Тел" Валентин Анпилогов поддержал идею создания российской системы ГМССБ. При этом он выступил с альтернативным предложением: "Можно, например, возродить низкоорбитальную систему "Марафон IoT". Подходящая функция там предусмотрена среди сервисов IoT".
"Iridium, полагаю, никуда не уйдет. Хотя в России и есть его станция сопряжения в Ижевске, но в сети Iridium действуют межспутниковые лазерные линии. И нет никакой гарантии, что трафик и активность нескольких десятков тысяч абонентов в России не маршрутизируется параллельно за границу, например, в Вашингтон", - добавил Валентин Анпилогов.
Побочный эффект
Тестируя созданную на российском космическом аппарате морскую систему связи при бедствии, "Морсвязьспутник" решил опробовать и сервис прямой связи между спутником и смартфоном - Direct-to-Device (D2D). Частоты в L-диапазоне, которые использует "Морсвязьспутник", точно попадают в полосу частот n255 (1626,5-1660,5 МГц в направлении Земля-космос и 1525-1559 MГц - космос-Земля) - одну из трех, которые глобальный разработчик сотовых стандартов 3GPP выделил для D2D-сервисов. 3GPP обозначает эту услугу как 5G NTN.
"Пока мы осторожно говорим об услугах NB-IoT (то есть интернета вещей в признанном 3GPP стандарте - прим. ComNews), - сказал Андрей Куропятников. - Иногда реинжиниринг дает интересные побочные результаты". Он напомнил, что изначально Viagra была создана как лекарство от давления, однако распространение получила совсем в ином направлении. По информации ComNews, "Морсвязьспутник" уже провел первые тесты D2D-сервисов с одним из российских сотовых операторов "большой четверки".
Интерес к услугам D2D в России проявляют МТС, аффилированная с ней компания "Спутниковые инновационные космические системы" (Рузское муниципальное образование Московской области), "Бюро 1440" и "Телеком-Проект-5".
Правда, крупные сотовые операторы из разных стран мира отмечают, что на практике владелец смартфона получит со спутника по технологии 5G NTN скорость, характерную для сотовой сети не пятого и даже не четвертого поколения, а 3G: примерно 3-5 Мбит/с. Но посреди болота, высоко в горах или в тайге и такая скорость – роскошь.