Москва ГОРОД

«В Москве нет смысла граффитить». Как работают и с чем сталкиваются столичные уличные художники

«В Москве нет смысла граффитить». Как работают и с чем сталкиваются столичные уличные художники

Источник: Мослента
На прошлой неделе не стало одного из самых ярких уличных художников Москвы — ушел Zoom, рисовавший героев кино на городских стенах. Многие его работы остались только на фото. Зачастую такие рисунки просто закрашиваются. Исключение — муралы, но и они украшают стены временно. Как живется в столице уличным художникам, почему сейчас появляется меньше граффити, есть ли у нас свой Бэнкси и можно ли заработать на уличном искусстве, «Мосленте» рассказала Сабина Чагина, руководитель IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», которая проходит в Москве до 31 июля. Нужно просто пройти согласование Какое уличное искусство разрешено сейчас в Москве? Уличное искусство — довольно широкое понятие, в которое входят многочисленные художественные практики, том числе нелегальные — такие как граффити и стрит-арт. Что касается этих направлений, то в общем как в Москве, так и в остальном мире они запрещены, более того — существует целая система штрафов и наказаний. Сейчас в Москве нет смысла граффитить — службы ЖКХ работают очень быстро и все закрашивают. Граффитчикам не так интересно тратить краску на то, что в любом случае будет закрашено через несколько часов. Конечно, если речь заходит о легальных видах — например, мурализме, — то это у нас разрешено, как и в других странах. Необходимо просто пройти разные стадии согласования. Единственный нюанс: у нас нет нормативно-правовой базы для современной скульптуры формата паблик-арт, если она не является памятником кому-то или чему-то. Но мы, ЦСИ «Винзавод», в рамках направления Urban + Art как раз работаем над сбором информации и хотим предложить внести изменения или уточнения в законодательную базу. Главное — успеть сделать фотографию Где могут работать художники? Художники могут работать везде, где они захотят. В этом, собственно, и есть свобода уличного искусства — ты просто выбираешь место в городе и создаешь там свою работу. Как художникам защитить работы от уничтожения и закрашивания? Есть ли вообще такой механизм? Есть — нужно покрыть свою работу антивандальным покрытием, но оно очень дорогое, и никто из художников этим не пользуется. Такой прием обычно применяется для больших работ — муралов. В целом, что касается Москвы, если ты проходишь все стадии согласования с комиссией, в которую входят пять департаментов, то там оговаривается срок, который твоя работа может провисеть на стене, и в течение этого времени ее точно никто не закрасит. Но когда ты создаешь эту работу, ты берешь на себя ответственность за ее сохранение. Но, опять же, я сейчас говорю про легальные формы искусства. У граффити такой проблемы нет, оно изначально готово к тому, что будет закрашено. Здесь важна вовремя сделанная фотография работы. Русский Бэнкси — Паша 183 Есть ли запретные для уличного искусства темы? Я думаю, здесь вся ответственность ложится на самого художника. Он может хотеть провоцировать своей работой людей в городе или не хотеть. Он может быть свободен, пока действует в рамках закона. Здесь действует тот же принцип, как и для всего остального. Есть ли в Москве свои Бэнкси, которых знают как в России, так и во всем мире? У нас был такой русский Бэнкси — Паша 183, которого так и называли, хотя ему это очень не нравилось. Его, к сожалению, нет в живых. Он был известен как в России, так и во всем мире, о нем писала газета The Guardian. Когда он умер, Бэнкси даже посвятил ему свою работу. То, что делал Паша, было по-другому и по-своему. Плесень на поверхностях города Что грозит за картину на стене в неположенном месте? Отличается ли наказание за граффити под мостом в спальном районе от наказания за граффити на здании госучреждения в центре? Статья 214 УК РФ «Вандализм». В центре к этому приковано больше внимания, больше камер, больше охраны, а в спальных районах — меньше. Именно поэтому в «спальниках» граффити как раз больше расцветает и развивается. У граффитчиков такое негласное правило: не портить памятники архитектуры, хотя есть и те, кто легко может его нарушить. И это такая обратная связь для городских властей про те места, которые нуждаются в реставрации, в приведении в порядок. Это такая плесень на поверхностях города. Вопрос в том, как к этому относиться. В архиве есть все работы за семь лет Существуют ли закрашенные муралы хотя бы в фотоархивах? Ведет ли кто-то такие фотоархивы? Есть большой архив творческого объединения «Артмоссфера» (до 2020 года), в нем есть все работы, которые были созданы за семь лет существования объединения. Также в архиве есть и то, что просто попадало туда по теме уличного искусства. В целом все работы документируются и сохраняются. Есть также книга, изданная творческим объединением «Артмоссфера» в 2019 году, — «Энциклопедия российского уличного искусства», в которой используются фотографии в том числе и из архивов «Артмоссферы», и из архивов художников и тех, кто входил в редколлегию этой книги. Сейчас ЦСИ «Винзавод» начинает работу над архивом институции, и там будет большой объем всего, что касается уличного искусства. Московские художники работают в других городах России? И в каких? Да, конечно, они постоянно в разъездах. Особенно когда наступает сезон — с начала весны и до поздней осени. В общем-то они как музыканты — гастролируют и рисуют муралы. Из участников биеннале Алексей Лука, Shozzy, Артем Стефанов ежегодно создают работы в разных уголках страны и мира. Прекрасно, когда приглашают создать мурал и платят гонорар Как уличные художники относятся к официальному стрит-арту и к таким проектам, как московские муралы от Никаса Сафронова.? Сообщества уличных художников действительно существуют. Конечно, те, кто не из сообщества и пытаются заявить о себе, пользуясь этим методом и форматом, не воспринимаются серьезно. Всем сразу понятно, что это не долговременная история, а разовая пиар-акция. Понятия официального стрит-арта нет, но я бы поправила, что есть просто мурализм. Как правило, это заказ со стороны либо города, либо каких-то частных фондов, либо бизнеса. И поскольку это довольно высокобюджетный проект, обычно художнику самому сложно сделать такую работу. И это, конечно, не то же самое, что выйти и на заборе что-то написать. Можно ли заработать на уличном искусстве или это только для души? Конечно, можно. В общем-то правильная этика — когда художник зарабатывает на своем искусстве, а не пытается заработать на чем-то еще, например, на дизайне и так далее, в то время как его творчество никому не нужно. Прекрасно, когда художника приглашают создать мурал и платят ему за это гонорар. Более того, у художников есть статья дохода — продажа холстов, графики, мерча и так далее. Начиная с 2015 года мы с фондом Ruarts ежегодно проводили аукцион в поддержку уличного искусства. В Москве есть галереи, где продаются работы уличных художников, — например, WIN-WIN в ЦСИ «Винзавод». Если быть честным перед собой и заниматься творчеством, оно вполне может художника прокормить.