Москва ГОРОД

Импульсивные покупки: как маркетплейсы влияют на наши траты и можно ли им противостоять

Импульсивные покупки: как маркетплейсы влияют на наши траты и можно ли им противостоять

Источник: Мослента
Пользователи мировой сети объявили 2025 год годом без импульсивных покупок. Тысячи людей по всей планете выбирают категории товаров, которые раньше они готовы были приобрести, повинуясь спонтанному желанию, и дают себе обещание до января 2026-го не покупать ничего подобного. Но что такое импульсивные покупки, почему мы их совершаем и как остановиться? Давайте разбираться. В эпоху онлайн-шопинга импульсивные покупки стали привычным явлением. Екатерина Шагина, заведующая лабораторией практических навыков Института клинической психологии Пироговского университета, считает, что у него есть ряд причин, на которые мы часто не обращаем внимания. В то же время подобные затраты могут нанести вред не только нашему кошельку, но и здоровью, так что стоит поставить их под жесткий контроль. По словам Шагиной, импульсивные покупки — это не всегда прямая зависимость, как часто говорят и пишут в последние годы. «Ониомания (патологический шоппинг) действительно является формой зависимости, но диагностируется лишь при наличии четких критериев: непреодолимое желание, чувство вины, социальные последствия», — отметила эксперт. Однако чаще спонтанные траты — результат эмоциональной саморегуляции. «Покупки помогают справляться со стрессом, одиночеством или скукой. Кроме того, срабатывают когнитивные искажения — вера в выгодность скидок или страх упустить некую возможность», — подчеркнула Шагина. Онлайн-платформы создают идеальные условия для импульсивных покупок. «Автозаполнение платежных данных, кнопка "купить в один клик", таймеры с обратным отсчетом — все это активирует дофаминовую систему, вызывая азарт», — пояснила специалист. Алгоритмы персонализации усиливают эффект. По словам Шагиной, «рекомендации заставляют думать, что товар нам действительно нужен. А отсутствие физического контакта с деньгами делает траты менее ощутимыми». Шагина советует избегать жестких запретов: «Самозапрет может дать обратный эффект, превратившись в вызов». Вместо этого она предлагает, во-первых, отложить решение на 24 часа, чтобы эмоции уступили место рациональности. Также действенными могут оказаться определенные барьеры для быстрой покупки. Например, можно удалить из приложений сохраненные карты или установить лимиты для суммы, которую мы можем потратить единовременно. Третий способ — подключить осознанность. Необходимо быть внимательными и анализировать ситуацию, выявлять триггеры, которые воздействуют на нас в моменте. Если покупки — способ справиться со стрессом, нужно найти альтернативы, например, спорт или хобби. И, конечно, прежде чем нажать на кнопку «Оформить заказ», нужно спросить себя: «Мне это действительно нужно?». Если есть сомнения, лучше отложить решение о покупке на потом. «Импульсивные покупки — не слабость, а результат взаимодействия психологии и маркетинга. Осознание этих механизмов — первый шаг к контролю», — резюмировала Шагина.