Москва ГОРОД

Rambler&Co: 56% россиян отметили кратный прирост фейков за последний год

Rambler&Co: 56% россиян отметили кратный прирост фейков за последний год

Источник: Мослента
Медиахолдинг Rambler&Co решил подвести своеобразные итоги года в сфере цифровой гигиены и спросил интернет-пользователей, насколько в 2025 увеличилось количество недостоверной информации и сработала ли против нее масштабная образовательная кампания. Большинство респондентов (56 процентов) отметили кратный прирост фейков за последний год. В то же время 13 процентов заявили, что стали сталкиваться с ними реже, поскольку научились лучше фильтровать информацию. На том же уровне проблему ощущают 11 процентов, а пятая часть (20 процентов) признались, что не следят за подобным вовсе. При обнаружении подозрительной информации 53 процента опрошенных предпочитают проверять ее в нескольких источниках. При этом 35 процентов просто игнорируют сомнительные сообщения. 7 процентов чаще всего пропускают «тревожные сигналы». Сначала верят, а потом уточняют детали 4 процента. И лишь 1 процент пытаются подтвердить информацию у друзей или в чатах, что указывает на кризис доверия к личным мнениям. Россияне оценили меры борьбы с фейками. По мнению почти четверти (23 процента) опрошенных, прогресс есть, хотя дезинформации по-прежнему слишком много. Еще 20 процентов считают, что ничего не изменилось, а 15 процентов не задумываются об этом. Только 9 процентов уверены, что ситуация стала лучше, и при этом 33 процента убеждены: отличить правду от вымысла сейчас стало даже сложнее. Эффективность методов разоблачения тоже вызывает дискуссии. Самыми результативными респонденты считают подробные разборы в СМИ – их отметили 28 процентов. Комментарии экспертов и официальных источников выбрали четверть (25 процентов) опрошенных. Ничего из предложенного не работает для 27 процентов. Короткие посты в соцсетях считают действенными 7 процентов, спецрубрики в медиа – 8 процентов, а видеоразборы – 5 процентов. Ответственность за борьбу с фейками россияне распределяют между государством и самими пользователями. Так, 35 процентов уверены, что важно личное внимание к источникам информации, а 33 процента возлагают ключевую роль на государственные структуры. Независимым фактчекерам и СМИ доверяют 26 процентов, а платформам и соцсетям – 6 процентов. Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 20 по 27 ноября 2025 года, охват составил 51 381 интернет-пользователь.