Москва ТЕЛЕКОМ

Разработка ПО: штат & аутсорс

Разработка ПО: штат & аутсорс

Источник: ComNews

Многие представители российского бизнеса решают ИТ-задачи собственными силами, не обращаясь к сторонним подрядчикам. Александр Гордеев, генеральный директор ООО "Регеора Девелопмент", рассказал в каких случаях это правильный подход, а в каких - неэффективный. Предварительный вывод: аутсорсинг ИТ-услуг при всей развитости рынка недооценен.

В современном мире высокотехнологичных процессов смешиваются большое количество разных технологий, подходов и процедур. Разработка программного обеспечения - не исключение. Исходно сложившаяся десятилетия назад практика в индустрии в большинстве случаев предполагала создание ИТ-подразделения в компании, использование собственных ресурсов, команд, которые нанимались в зависимости от поставленных задач. В случае, если использовались стандартизированные решения от сторонних софтверных вендоров, чаще всего акцент делался на эксплуатационные команды, которые могли поддерживать или настраивать используемое решение - оборудование и программы.

По последним данным после пандемии российский рынок ИТ-аутсорсинга из года в год демонстрирует положительную динамику - среднегодовой рост составляет около 10-15%. В течение ближайших двух лет увеличение объема рынка управляемых услуг в нашей стране будет увеличиваться на 9% ежегодно. Однако не всем компаниям подходит такой формат.

Плюсы и минусы каждого подхода

Если задачи решаются путем разработки собственных программных продуктов, что совсем не редкость, то, как правило, это делается внутренними разработчиками. Плюс подобного подхода очевиден - разработчики "под боком", доступны бизнесу для интерактивного взаимодействия и уточнения требований, а знания и служебная информация остаются внутри компании, что повышает уровень защищенности информации.

Минус же, зачастую, также вполне очевиден - объем задач, возложенных на плечи внутренних ресурсов, в большинстве случаев превышает их возможности, а нанимать дополнительных сотрудников затратно - необходимость в усилении может быть временной, а далеко не все талантливые разработчики ищут работу по срочному трудовому договору, да и организация рабочих мест, их техническое оснащение, также может негативно отразиться на расходах.

Есть и вопрос отпусков, больничных, зарплатных налогов, наконец, удержания кадров, их внезапного ухода из компании по тем или иным причинам. Ресурсов компаний на это часто не хватает, внутренний ИТ работает в авральном режиме, постоянной перегрузке, задачи копятся лавинообразно, а общее качество работ для внутреннего заказчика - бизнес-подразделений компании - падает.

Альтернативным подходом и вариантом решения этих сложностей можно считать аутсорсинг разработки и смежных ИТ-услуг. В зависимости от направления основного бизнеса компании и участия высокотехнологичных процессов в его первичной деятельности, целесообразным вариантом может быть не создание собственного внутреннего отдела разработки, а делегирование этого внешним специалистам, сторонней компании, оказывающей такую услугу "как сервис", когда приобретается определенный уровень оказания услуг, их допустимые метрики.

Представьте, что "ваш" отдел разработки не имеет выраженных границ, разработчиков всегда столько, сколько нужно для решения задачи в оговоренные сроки, им не нужны рабочие места и техника, они не болеют, не уходят в отпуска и не увольняются - ведь договор у заказчика с компанией, а не с конкретным исполнителем, и внутренние вопросы с кадрами ваш подрядчик решает незаметно для своего заказчика.

Звучит как магия, и в целом так и есть. Но и без минусов не обходится - собственная экспертиза в компании-заказчике часто формируется менее активно, ведь знания в большинстве своем концентрируются у внешнего подрядчика. Для кого-то это видится проблемой, для других - обычные детали в работе. Разумеется, формируется и своеобразная зависимость от подрядчика: что будет, если по каким-то причинам его сотрудники начнут массово увольняться, забирая с собой накопленную для внешнего заказчика экспертизу, или у самой организации в целом появятся существенные сложности, влияющие на ее дальнейшую работу в принципе, а то и просто критически разойдутся взгляды и сотрудничество придется прекратить? Это однозначные риски, которые нужно признавать и учитывать. И управлять ими, выбирая надежных партнеров с длительной и безупречной репутацией.

Рынок аутсорсинга для разработки программного обеспечения в России сформировался за несколько десятилетий, многие игроки отлично себя чувствуют, имеют устойчивое кадровое ядро с многолетним накопленным опытом, как в новых, так и уже зарекомендовавших себя за годы технологиях. Современное законодательство имеет достаточный объем норм, необходимых для однозначного формирования юридических принципов сотрудничества на договорном уровне, что поможет заранее защитить или отрегулировать механизмы работы с разногласиями сторон. Одним словом - точно есть из чего выбрать, все возможности имеются, были бы потребность и желание.

Гибрид, как альтернатива

Отличным вариантом может быть и комбинированный, гибридный вариант. Компания имеет собственное ИТ-подразделение, какое-то количество разработчиков, часто небольшое. Бизнес растет, количество задач увеличивается, и вместо расширения штата можно прибегнуть к удаленному аутсорсу, причем не обязательно только в области разработки ПО, но и других ИТ-функциях. Штатные сотрудники в таком случае выступают как ядро, носители и хранители знаний, участвующие в постановке и приемке задач для внешнего подрядчика, координации работы с ним. Экспертиза формируется и внутри, и снаружи, соответствующие риски ее потери кратно уменьшаются. Да и для бизнеса свой ИТ-блок остается рядом, доступным для оперативного личного взаимодействия при необходимости, хоть этот момент становится менее актуальным с развитием дистанционной работы во многих областях бизнеса, толчком к которой послужила пандемия.

Каждому свое: какому бизнесу что подойдет лучше

Фактически, опираясь на опыт нашей компании, чаще всего используется комбинированный вариант. Это хороший и взвешенный подход. Вариант полного ИТ-аутсорса не редок для небольших компанией с достаточно простыми производственными процессами, когда сотрудники сосредоточены на своих основных бизнес-задачах, а поддержку и управление окружением, ИТ-оборудованием, программным обеспечением, его разработку, а чаще - адаптацию какого-то распространенного решения, как ИТ-функцию, отдают на аутсорс.

В свое очередь, компании со сложными бизнес-процессами, носители коммерческих, а чаще государственных тайн, в силу вполне очевидных причин не могут воспользоваться аутсорсингом в полную силу. Им остается растить свои внутренние ИТ-компетенции и штат, принимая все сопутствующие плюсы и минусы. Стоит отметить, что положительная динамика наблюдается в последние годы и в этом направлении, когда даже крупные госкомпании прибегают к аутсорс-услугам для некоторых проектов, наименее чувствительных с точки зрения внутренней безопасности, делят их на части-модули, работая с разными подрядчиками, нередко из разных регионов, чтобы снизить риск возможного обмена информацией и тем самым сохраняя максимум "полной картины" и знаний внутри себя.

С чего начать развивать практику ИТ-аутсорсинга

В заключении можно сказать, что при правильном подходе ИТ-аутсорсинг является очень эффективной опцией, позволяющей в большинстве случаев сократить расходы бизнеса на связанные с ИТ-функции внутри компании, гибко управлять внутренними задачами, быстрее расти и инвестировать ресурсы компании в свой непосредственный бизнес, а не в вспомогательные функции. Новостью не для ИТ-компаний может стать информация о том, что ряд крупных ИТ-игроков на российской рынке, занимающихся разработкой собственного программного обеспечения, широко используемого в стране, тоже активно используют услуги аутсорсинга для разработки своего ПО: кто-то малыми частями, а иные - почти полностью, оставляя у себя бизнес-аналитику, финальное тестирование и продажу программного продукта, отдавая разработку и техническую поддержку внешним подрядчикам. Одним словом - решение есть под любые потребности, но конечный выбор всегда за заказчиком.