Москва ТЕЛЕКОМ

Только понимание реального экономического эффекта поможет ускорить внедрение искусственного интеллекта в отрасли экономики 

Только понимание реального экономического эффекта поможет ускорить внедрение искусственного интеллекта в отрасли экономики 

Источник: ComNews

Ускорение темпов внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и получение от этого экономического эффекта относится к национальным целям развития России. Однако аналитические отчеты показывают, что пока большая часть потребителей ИИ только тестирует решения, а не вводит их полноценно в бизнес-процессы. Несмотря на имеющиеся варианты поддержки бизнеса от государства по внедрению ИИ - льготные кредиты, субсидии - сложность администрирования остается ключевой причиной, почему не все компании готовы ими воспользоваться.

7 мая президент России Владимир Путина дал указ о национальных целях развития РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Указ затронул все национальные цели развития (не только по части телекома и цифры), но несмотря на это, в тексте указа дважды упоминается понятие "искусственный интеллект".

В первом случае об ИИ говорится как о направлении, по которому необходимо обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков для достижения национальной цели "Технологическое лидерство".

Во втором случае ИИ упоминается в разрезе достижения национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы". Так, достижение к 2030 г. "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагается за счет автоматизации большей части транзакций на единых отраслевых цифровых платформах. В России должны появиться модели управления на основе данных с учетом технологий по их обработке, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Наконец, в тексте указа значится и окончательное название национального проекта, который в 2024 г. придет на смену "Цифровой экономике", - "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Этот нацпроект непосредственно затрагивает то, как и для чего России нужен ИИ.

Ранее на форуме Data Fusion 17 апреля 2024 г. заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко рассказал о целевых показателях нового нацпроекта: "Предположительно, эф­фект для эко­номи­ки Рос­сии от ис­поль­зо­вания ИИ сос­та­вит 11,2 трлн руб. к 2030 г., что в 11 раз больше, чем текущие результаты. Пока экономический эффект от внедрения ИИ составил около 1 трлн руб."

По словам Дмитрия Чернышенко, компаний-разработчиков в России уже более двух тыс., а более 20% организаций в России уже применяют, по крайней мере, генеративный ИИ.

https://www.comnews.ru/content/232755/2024-04-18/2024-w16/1008/ekonomika-rossii-poluchit-bolee-11-trln-rub-k-2030-g

Однако аналитические отчеты показывают, что в реальности большая часть потребителей ИИ пока только тестирует решения, а не вводит их полноценно в бизнес-процессы.

Директор центра стратегической аналитики и больших данных Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Константин Вишневский на Российском форуме по управлению интернетом в апреле 2024 г. рассказал, что затраты на ИИ более 60% опрошенных организаций (2,5 тыс. компаний из 36 субъектов РФ, более 70% - крупные организации) составляют менее 1% от общего бюджета на цифровые технологии.

По словам Константина Вишневского, на решение о внедрении влияет сложность оценки эффектов от применения ИИ. При этом среди тех компаний, кто ИИ внедрил, наиболее популярны "коробочные продукты" - практически готовые решения, обещающие понятные эффекты.

Из данных исследования НИУ ВШЭ следует, что применение ИИ в компаниях направлено на улучшение существующих продуктов и взаимодействие с клиентами. Во внутренних бизнес-процессах использование ИИ связано с управленческими задачами (продажи, маркетинг, взаимодействие с клиентом и др.), существенно меньше - с производственными. Основные эффекты от внедрения ИИ - это улучшение продукции и рост производительности труда.

В исследовании НИУ ВШЭ также говорится, что организации, которые пока не используют ИИ, в качестве основных причин отмечают высокие затраты на внедрение, нехватку кадров, сложность оценки целесообразности и эффектов от внедрения ИИ, а также сложности, связанные с "железом" для ИИ. Из тех, кто не являются пользователями, лишь 20% планируют внедрять ИИ в будущем.

Чтобы помочь компаниям понять, сколько денег бизнес может сэкономить или, наоборот, получить от внедрения ИИ, АНО "Цифровая экономика" создает аналитические отчеты с реальными кейсами: в них есть информация о заказчике, проблеме, разработчике, решении и осязаемом результате. Пока таких отчетов пять по следующим направлениям: умный город, здравоохранение, обрабатывающая промышленность, розничная торговля и сельское хозяйство. По словам экспертов, продукты, которые там представлены, в среднем дают на вложенный рубль 2-3 руб. эффекта.

Распространению ИИ должны помогать меры в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект", например, гранты на реализацию пилотных проектов по внедрению ИИ в отраслях. Есть и другие варианты - льготные кредиты на реализацию проектов по цифровой трансформации на основе российских ИТ-решений, льготные займы от фонда российской промышленности по программе "Цифровизация промышленности", инвестиционный налоговый вычет при закупке отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов и ряд других.

Однако, как следует из опроса НИУ ВШЭ, ключевая причина неиспользования господдержки компаниями - это сложность администрирования. Компании не хотят возлагать обузу в виде множества отчетов. Возможно, ИИ стоит научить выполнять бюрократическую работу, чтобы помочь бизнесу.