Россия и Индия: технологическое партнерство, обреченное на успех
После начало СВО, когда произошло разделение стран на "дружественные" и "недружественные" нашей стране, а Россия оказалась в условиях колоссальных санкционных ограничений, произошла кардинальная перекройка карты экспорта ПО и услуг по его разработке. Если ранее, еще с начала 90-х годов, наиболее перспективными и основными регионами для российских ИТ-экспортеров были США и Европа, то сейчас в приоритете нашего экспорта крупные страны, которые претендуют на технологическую независимость от США. На примере России они увидели, как быстро могут быть в одностороннем порядке разорваны многолетние партнерские отношения, как в один миг могут быть поставлены под угрозу критические ИТ-системы и как важно на этом фоне сохранить технологических суверенитет.
Вызванное этими событиями падение объема зарубежных продаж российских ИТ-компаний произошло в 2022 году, затем оно замедлилось в 2023 году (по предварительным данным Исследования РУССОФТ 2024, в 2022 году падение составляла 21%, в 2023 году мы ожидаем падение зарубежных продаж на 15% до $7,8 млрд). Однако уже на 2024 год ситуация должна измениться, и ИТ-экспорт восстановит свой рост, но пока не так быстро как раньше (предполагаем рост на 10% по итогам года). В первую очередь, эти процессы обусловлены переориентацией на рынки дружественных стран. За два года были выработаны модели работы на этих рынках – сейчас они прижились и начали приносить первые плоды. Подтверждают эту тенденцию и участники исследования: 72% респондентов ожидают рост доходов от зарубежных продаж в 2024 году, что в 4 раза больше, чем при опросе в 2023 году. Согласно результатам нашего исследования, наибольший роста зарубежной выручки дадут страны ЕАЭС, Южной Азии, страны Ближнего Востока и Африки.
Наибольший рост зарубежных продаж респонденты ожидают от стран БРИКС+. Именно достижению собственного технологического суверенитета и построению доверенной инфраструктуры ИКТ они и хотят научиться у России, которая так наглядно доказала наличие у себя того, что можно назвать "геном технологического суверенитета". Номером один в этом вопросе является Индия, и РУССОФТ, заранее видя перспективу партнерства наших стран, еще несколько лет назад стал прорабатывать пути его достижения.
Индия представляет огромный рынок с населением в 1,4 млрд человек и с чрезвычайно развитой индустрией разработки программного обеспечения. Поскольку долгие годы эта индустрия фокусировались на экспорте ИТ-услуг, а не на построении собственных продуктов, то для достижения технологического суверенитета и ухода от зависимости от США и Китая, Индия нуждается в сильном индустриальной партнере, который владеет современными доверенными технологиями и готов ими делиться, не претендуя на "колонизацию" рынка. Россия в своей истории уже неоднократно доказала, что способна себя проявить как надежный партнер Индии – не претендуя на захват местного рынка, а передавая опыт и знаниячтобы вместе строить новые конкурентоспособные ИТ-системы, которые будут приближать наши страны к новому технологическому укладу. Такой опыт технологического трансфера и совместного развития далее можно будет перенести на другие страны БРИКС+, создавая новую модель ведения международного бизнеса.
В настоящее время через канал сотрудничества, созданный РУССОФТ с Индией (Russia-India Special Interest Group) работает 16 российских ИТ-компаний. А всего в Индии работает не менее 60 российских ИТ-компаний. По предварительным результатам нашего ежегодного опроса участников индустрии ПО, за последний год доля компаний, работающих или планирующих выходить в 2024 г. на рынок Индии, выросла по сравнению с 2023 г. с 3,9% до 11,8%. Индийская программа "Сделано в Индии" включает в себя целый ряд стимулов, которые поневоле заставляют российские компании следовать требованию создания СП в Индии и размещения в этой стране производства. Практически все серьезные проекты, прорабатываемые РУССОФТ в Индии, настроены на создание СП в рамках этой программы. Проблемы тоже существуют, но опыт уже действующих СП и опыт работы с офисами российских банков в Индии показывает, что все проблемы возможно преодолеть.
Геополитические риски применения санкций США против Индии в случае вступления Индии с ними в прямую конкуренцию, а также растущая технологическая мощь Китая подталкивают руководство Индии к технологическому сотрудничеству со странами БРИКС. И Россия очевидно является главным потенциальным партнером. У нас есть всего 2-3 года для того, чтобы реально стать технологическим партнером Индии в области ИКТ, обеспечив "трансляцию" своего "гена технологического суверенитета", тем самым укрепив политическое и экономическое стратегическое партнерство. Если упустить это "окно возможностей", Индия сможет найти себе других технологических партнеров — в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке или в Европейском Союзе. Но хуже всего то, что не найдя такого партнера, правящая сейчас элита Индии уступит бизнес-кругам Индии, ориентированным на США.