Москва ТЕЛЕКОМ

Страховые компании потратили каждый десятый рубль на развитие ИТ, но внешним разработчикам отдали только треть проектов

Страховые компании потратили каждый десятый рубль на развитие ИТ, но внешним разработчикам отдали только треть проектов

Источник: ComNews

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" и группа "Рексофт" провели исследование среди 60 российских страховых компаний с суммарной долей рынка по величине страховых премий около 50%. По данным исследования, около 75% компаний тратят на ИТ-направление 1-10% страховых взносов: из них половина - 1-5%, а другая - 5-10%; почти 20% опрошенных организаций на развитие цифровых технологий выделяют не менее 15% взносов.

Авторы исследования отметили, что страховщики, входящие в банковские группы, инвестируют в ИТ больше, чем независимые участники (в % от страховых премий); для первых доля расходов на ИТ составила в среднем почти 10-15%, в то время как среди небанковских игроков никто не тратит более 10%, а большинство ограничиваются 1-5%.

"Учитывая, что за 2023 г. страховые компании собрали 285 млрд руб., совокупный ИТ-бюджет страхового рынка в настоящий момент можно оценить в диапазоне от 115 млрд руб. до 230 млрд руб.", - сообщают специалисты "Эксперт РА" и "Рексофта".

По данным исследования, наиболее важным направлением развития для страховых компаний оказалось управление данными и применение data-driven подхода (80%); вторым по важности трендом стала оптимизация урегулирования убытков; третьим по важности направлением, с небольшим отставанием от лидеров, оказалось улучшение клиентского опыта (20% компаний присвоили ему умеренный или низкий приоритет, при этом для крупных участников рынка именно оно стало ключевым: все респонденты в этой группе оценили его приоритетность как максимальную).

Участники страхового рынка считают, что наибольший эффект для бизнеса принесут создание и развитие экосистем сервисов для клиентов, персонализация страховых продуктов, а также создание и кастомизация новых страховых продуктов - почти 30% опрошенных включили эти направления в топ-3 технологий для бизнеса.

Генеральный директор ООО "Ред Софт" (разработчик операционной системы "РЕД ОС") Максим Анисимов самым востребованным у страховых компаний ИТ-продуктов назвал системное ПО - российские операционные системы. По его словам, также спросом пользуются решения для построения виртуальных рабочих мест и решение для централизованного управления ИТ-инфраструктурой.

Директор по стратегии и развитию технологий АО "Беллсофт" (Axiom JDK) Роман Карпов объяснил, что многие ИТ-системы страховых компаний, включая систему оформления полисов, центральную учетную систему, построены на языке программирования Java, и это, по его мнению, перспективный и фокусный рынок для внедрения отечественной платформы Java. Как отметил Роман Карпов, поскольку ЦБ РФ предъявляет не такие жесткие требования к КИИ и системам персональных данных в страховых компаниях, импортозамещение идет медленнее, чем в банках.

По словам генерального директора ООО "ЧЕСКА" (системный интегратор CESCA) Евгения Доможирова, у страховых компаний в РФ есть спрос на модели предиктивной аналитики, также они активно используют big data и data science.

По данным исследования, для решения ИТ-задач почти 65% страховых компаний полагаются на силы внутренних подразделений, которые реализуют более 50% проектов; взгляды участников рынка на ИТ-аутсорсинг разнятся, но ни одна из организаций не заявила о полном отказе от его использования: в зависимости от бизнес-модели внешним поставщикам отдаются до 50% проектов, но в среднем этот показатель составляет 20-30%

"При выборе внешнего партнера для реализации ИТ-проекта наиболее важным фактором для всех страховых компаний является репутация и опыт поставщика, на который указали почти 65% респондентов. На втором и третьем месте находятся цена и качество услуг, которые отметили около 50% и 45% респондентов соответственно", - отметили авторы исследования.

Руководитель страховой практики группы "Рексофт" Никита Евсеенко отметил, что ИТ-компаний с глубоким опытом в страховании на российском рынке не хватает, и страховщики зачастую вынуждены полагаться на внутренние силы, что ограничивает их потенциал.

"Для совершения прорыва одной внутренней экспертизы недостаточно. Истинная инновация возможна только в тесном сотрудничестве с профильными ИТ-компаниями, которые не просто стоят на острие технологий, но хорошо понимают специфику бизнеса клиента", - добавил Никита Евсеенко.

Коробочные решения не прижились

По данным исследования, коробочные продукты значительно менее распространены среди страховых компаний, их использование приближается к показателю 10-20%. Участники опроса отметили ограниченность коробочных решений, их низкую адаптацию к рынку среди самых значительных проблем.

Евгений Доможиров не согласен с этим утверждением. По его мнению, всегда есть какой-то базовый вариант, который требует доработки и обновления данных: системы развиваются и требуют индивидуального подхода для каждого заказчика.

Ведущий юрист Staffcop ("Атом безопасность" входит в ГК СКБ Контур) Ольга Попова отметила, что хотя коробочные решения и привлекательны доступностью, они не всегда подходят под индивидуальные потребности, особенно в сфере информационной безопасности: "Причина тому - негибкость и невозможность адаптироваться к требованиям конкретной организации; а также наличие ошибок, исправлять которые у заказчика нет времени и ресурсов".

Горизонт планирования - три года

По данным исследования, у страховых компаний по части реализации ИТ-проектов наиболее распространен период планирования от одного года до трех лет (этот вариант распространен почти у трети респондентов), около 25% страховщиков ориентируются на краткосрочную перспективу до одного года; долгосрочное планирование на три-пять лет практикуют менее 15% страховых компаний, и только 5% закладывают горизонт свыше пяти лет.

Авторы исследования подчеркнули, что у 25% страховых компаний глубинное планирование развития ИТ до сих пор отсутствует.