
Из айтишников в реформаторы
Цифровизация в промышленности и в других системообразующих отраслях экономики переживает кризис. Преодолеть его позволит только реальный переход на цифру в бизнес-процессах . Что для этого нужно сделать поставщикам и заказчикам, какие реальные задачи стоят теперь перед ИТ-специалистами - рассуждает Олег Логвинов, генеральный директор "Логвинов Консалтинг Сервис"
Чарльз Дарвин сказал, что выживает не самый сильный, а тот, кто быстрее изменяется (приспосабливается). И правда: телеграф убил почту, телефон убил телеграф, мобильный телефон - стационарный, интернет же - фиксированную связь и пр. Сегодня все развивается еще быстрее – буквально за 20 лет мы - худо-бедно - научились работать с разными ИТ-платформами; появились цифровые двойники, оформился в первом приближении искусственный интеллект и много еще чего – вчера фантастического, а сегодня – вполне реального И все же, как практик, замечу: всей нашей бизнес- и гражданской экосистеме (не люблю это слово) не хватает переосмысления (в соответствии а текущей реальностью) критически важных бизнес-процессов и методологии управления ими. Поэтому тут не так все просто.
Знаю по опыту: почти каждый директор (не берем интернет компании, банки и телекомы) декларирует, что идет в ногу со временем, что их организм стремительно цифровизуется на деле он – архаичный "дед". В его бизнес-модели, по сути, ничего с 2000-тысячных не поменялось. Копнешь вглубь, а у них организм из профессонально-закомлексованных и архаичных заплаток, используется все тот же бумажный документооборот, конструкторская документация в формате 2d, а первичную документацию передают через курьеров. Особенно это касается промышленности.
Но такое встречается и у интеграторов. Приходят внедрять проектное управление, а у самих оно на Excel, документы на файловом хранилище или вообще в разных местах. Ну и чему он может научить заказчика, когда у самого полу цифровой бардак.
А почему так происходит? Да вот почему. Дело в том, что в большинстве компаний (и у заказчиков, и у исполнителей) бизнес-изменениям уделяется второстепенное внимание. Тогда как для эффективности нужна глубинная, реальная трансформацией. И это связано не с необходимостью исполнить все вводные по импортозамещению, а с целью обеспечить подлинную трансформацию эффективности работы, в том числе, за счет передовых ИТ. Но здесь сложно: у каждого руководителя по всей иерархии есть свои KPI операционной деятельности и, как правило, ему вообще не до того, что и как происходит в соседних подразделениях. Да, он занимается трансформацией своей функции, как может и умеет, пишет "нормативку", заказывает внедрение ИТ-системы, но слабо влияет на бизнес-процессы соседей и – уж тем более - на трансформацию организации в целом. И это при том, что, как известно, без интеграции процессов в единую систему (цепь) функций, желаемого результата не добиться.
Так, например, некий финансовый директор предприятия X заказал ERP-систему. Зачем? Он утверждает, - для того, чтобы обеспечить прозрачность и правильную автоматизацию учета, а также, - во имя сокращения сроков бухгалтерского периода. Казалось бы, верно. Но чтобы у него все сложилось, нужны изменения ключевых процессов (прежде всего, технологических и производственных) на самом предприятии. Далее - обеспечивающих служб и техподдержки. Подчеркиваю: это задача именно производственников и технарей (предметников). Они-то и должны четко и своевременно отражать в системе акты, счета, наряды. На практике же, они, в свою очередь, в этой "цифровой бюрократии", не заинтересованы: им нужно выдавать "вал по плану", а не счетами и актами заниматься. Отсюда - саботаж и сопротивление. И к услугам персонала – лишь "грязные" и разрозненные справочники – информация же, содержпщаяся в них, устарела и недостоверна, единых форм обмена информацией на уровне подсистем – нет, они, эти формы, конечно, не унифицированы, да и технологический ресурс ограничен. Профессионалы знают: отсутствие чистых единых справочников контрагентов или номенклатуры - колоссальная проблема, поскольку их срез не даст достоверной картины о хозяйственной деятельности, не позволит интегрировать бизнес-процессы и функции.
Еще раз: сеггдня за справочники никто не отвечает, чистить никто не хочет. Внедрили ERP, а в системе ни остатки не сходятся, ни сальдо по контрагентам не бьется. Вот и получаются в результате внедрения "уродцы", не приносящие желаемого результата финансовому директору и усложняющие процессы производственных и обеспечивающих служб.
И что делать? В последние годы все чаще (особенно за рубежом) встречается термин transformation office, или трансформационный офис и, далее, - CTO Chief Transformation Officer (директор по трансформации). В задачи такого ТОПа входит управлении изменениями как отдельных функций, так и интеграция полного функционала в единую операционную модель. Его деятельность нацелена на повышение общей эффективности. Но это ни разу не СЕО (он недолжен и, более того, не имеет права) вникать в детали эффективности функций и думать о том, какая модель интеграции и какие технологии принесут больший эффект. Этим должен заниматься как раз CTO и его офис. Именно он должны видеть картину всего бизнеса, понимать проблематику функций, иметь видение того, а "как это нас должно быть", располагать навыками дизайн- мышления, проектирования процессов, баз данных,, наконец, быть в курсе последних технологических трендов. CTO - это продолжение CEO, скажем так, первый зам. Иногда – просто первое лицо, если уж мы говорим не о бюрократии, а о реальном бизнесе..
А где таких брать, спросите вы? Где, с кем и за счет чего конструировать такую функцию?
Первое.
Такие люди у нас есть. Как правило, это реальный "предментик", лидер, который либо руководил, либо погружался и хорошо понимает все присутствующие в компании функции, производство, продажи, закупки, финансы, кадры и.т.д. Да, увы, их мало, очень, но они все же есть, поверьте. Но и кадровый дефицит тут, честное слово, шкалит.
Однако, не надо отчаиваться. Есть же у нас айтишнкики - руководители проектов; есть и архитекторы, опыт которых востребован и позволяет даже сегодня внедрять различные системы и подсистемы в тех или иных бизнес-коружениях. Например, пройдя внедрение ERP, так или иначе начинаешь понимать бухгалтерию и экономику, CR В стране они есть либо в ИТ службах корпораций, либо в интеграторах. Поэтому найти можно.
Теперь второе – а где, действительно, создавать такую функцию? На самом деле, лучше всего - в Департаменте ИТ. И вот почему. Айтишники, даже порой не отдавая себе в этом отчет, лучше иных и прочих понимают, как на самом деле устроены процессы компании и как они интегрированы. Вот поэтому как раз в департаменте ИТ и должна быть сосредоточена функция архитектуры и корпоративной модели данных, что является основой для интеграции систем и функций в единый отлаженный механизм. Да, именно айтишники лучше иных сотрудников в курсе стремительно развивающихся технологий. Сюда все силы надо бросать. Они – создатели, а не функционеры современного мира, поверьте.
И еще два слова прибавлю. В современном мире любая бизнес-трансформация – сиречь есть цифровая трансформация.
Мне довелось управлять большими проектами в больших корпорациях с позиции CIO, и я из своего опыта знаю, что чем больше влияния ты имеешь на трансформируемые функции, тем эффективнее внедрения. Например, для успешного внедрения любой серьезной системы - будь то ERP, CRM, MES, - нужно брать под контроль НСИ (создавать с нуля и переводить на новые рельсы – не так важно). Опыт показал многократно: бардак в справочниках (в информации) ведет к провалу.
Кроме того, в каждой корпоративной функции должен быть своего рода ИТ-агент, который разбирается одновременно и в нужном предприятию бизнес-функционале, и в применяемых технологиях. Зачем он нужен? Да просто потому, что, зачастую, заказчик попросту не может толком объяснить, чего он хочет, я уж не говорю о конкретных требованиях (желаниях), когда они просто не могут быть на данный момент совместимы с имеющейся ИТ-архитектурой. Вот за этим и нужен мощный ИТ-агент, о котором я говорил выше. Мастер.
"Если удается взять под контроль данные и трансформацию корпоративных функций под одно "крыло", все остальное получится"!
Как практик, хочу посоветовать айтишникам быть более инициативными и амбициозными. И не только в модном ритейле или финансовом секторе. Везде. На производстве, в машиностроении, майнинге и пр. Вам нужно как можно больше интегрироваться, "влезать" в управление организациями. Это ваш век – амбициозных, талантливых, умных людей.
А первым лицам и акционерам нужно обратить внимание на то, что из себя представляет ваш ИТ-коллектив. Можно ли ему доверить трансформацию? Дайте ему обоснованный шанс. Инвестируйте в собственные ИТ. Всем будет только лучше.