Переход с бумаги в цифру встал на паузу
18 декабря в формате бизнес-завтрака "ЭДО Культура" эксперты ПАО "МТС" ("Мобильные ТелеСистемы") и профессионального объединения в сфере электронных услуг ("РОСЭУ") обсудили архивное хранение в электронном документообороте и бизнес-процессах.
Руководитель направления "МТС Диджитал" Владимир Колесник обратил внимание на то, что эксперты и компании, которые работают с электронным документооборотом, очень ожидают принятие законопроекта, который был внесен в Госдуму еще в 2021 г.: "Он прошел первое чтение, но, к сожалению, до сих пор не принят. Этот законопроект вводит интересные нормы, которые говорят о том, что есть такое понятие, как электронный дубликат документа. Он подразумевает, что если мы возьмем бумажный документ, подпишем его ОКЭПом (облачная квалифицированная электронная подпись - самый защищенный вид подписи - прим. ComNews), поставим метку времени (достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью - прим. ComNews), то мы получим юридически значимый электронный документ, который равен юридическому документу на бумаге".
Владимир Колесник отметил, что в этом случае хранить два значимых экземпляра нет смысла: "Естественно в этом случае мы будем уничтожать бумагу в больших масштабах. Задача интересная, глобальная, конечно же, стоит денег, но в эту историю мы должны обязательно пойти и посчитать профицит".
17 мая 2021 г. правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект № 1173189-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты РФ (в части использования и хранения электронных документов). 17 февраля 2022 г. ИТ-комитет Госдумы рекомендовал депутатам и сенаторам принять законопроект в первом чтении, что и случилось 6 апреля 2022 г.
Тогда же замминистра экономического развития Владислав Федулов выступил с докладом и рассказал, что предлагаемый законопроект вводит базовое регулирование создания юридически значимых электронных дубликатов, бумажных документов и создает правовые основы для долговременного хранения документов в электронном виде: "Максимальный срок хранения документов, трудовых договоров, служебных контрактов, гражданско-правовых договоров и многих других может достигать 75 лет. Расходы на логистику и аренду в некоторых случаях по крупным компаниям могут доходить от 500 млн руб. до 1 млрд руб. в год. Кроме того, бумажный документооборот накладывает дополнительные издержки на работу организации. По данным экспертов и представителей делового сообщества, переход в цифру позволит ускорить бизнес-процессы в среднем в пять раз".
В пояснительной записке к документу сказано, что В РФ в 2019 г. в хозяйственный оборот были вовлечены 3,7 млн юридических лиц и 4 млн индивидуальных предпринимателей: "Участники хозяйственной деятельности взаимодействуют с различными федеральными органами исполнительной власти в части 91021020 предоставления отчетности и документов в рамках их полномочий, в том числе в ходе контрольно-надзорной деятельности. В хозяйственной деятельности ежегодно создается около 1 млрд документов (точный объем на текущий момент посчитать невозможно) и 55 млрд фискальных чеков. Законопроект не предусматривает каких-либо требований к конвертации, созданию дубликатов и хранению документов для собственных нужд, когда отсутствует необходимость обеспечить юридическую значимость документа в соответствии с требованиями нормативного правового акта или договора".
На вопрос корреспондента ComNews, почему законопроект прошел первое чтение и так надолго застыл на втором, менеджер по развитию продуктов платформы для организации управления цифровым корпоративным контентом LDM Константин Федоров ответил, что он ранее пытался это выяснить, общался с представителями Федеральной налоговой службы (ФНС), а также с коллегами: "Конкретики они не дали, но сказали, что было много внутренних вопросов, которые уже в рабочих группах были разрешены в середине 2024 г. Они ожидают, что он выйдет либо новым законопроектом, либо пойдет в движение в рамках текущего в 2025 г.".
Генеральный директор ООО "Электронный экспресс" Алексей Пауков отметил, что второе чтение является определяющим в работе Думы над любым законопроектом, на этом этапе законопроект обычно претерпевает наибольшие изменения: "Сам законопроект об архивном хранении выглядит сложным для начальной редакции. Законодатель попытался объять необъятное, это привело местами к уходу в технологические вопросы, которые избыточны на таком уровне регулирования. Более прагматичным выглядел бы на старте подход: высокоуровнево описать предмет и задать структуру области регулирования, чтобы остановиться более подробно только на одной-двух наиболее актуальных и наименее рисковых ее сегментах. По мере накопления практики правоприменения, остальные составляющие структуры могли бы получить развитие немного позднее - в последующих редакциях".
Менеджер по продукту решений системы электронного документооборота ООО "Элма" (ELMA) Анджела Миронова считает, что причина, по которой законопроект до сих пор не принят, заключается в опасениях, связанных с возможностью подделки и использования электронных документов в корыстных целях: "Подделать можно и бумажные документы, но к электронным документам предъявляется больше требований для обеспечения безопасности. Остается неясным, будет ли принят этот законопроект".