Инвестиции в образование как путь к цифровизации российской строительной отрасли
Цифровизация российской строительной отрасли требует не только внедрения технологий, но и подготовки новых кадров. Руководитель направления по работе с учебными заведениями ГК "СиСофт" Сергей Галкин рассказывает, как отечественное программное обеспечение интегрируется в образовательный процесс, с какими трудностями сталкиваются вузы и как совместные усилия создают основу для будущего цифрового строительства.
Уход западных разработчиков ПО из России поставил образовательные учреждения перед насущной задачей адаптации к новым реалиям. В условиях, когда строительная отрасль переходит на отечественные технологии, именно вузы стали основными площадками для трансформации. Успешное внедрение отечественных программных продуктов в образовательные процессы требует комплексного подхода.
На первый взгляд кажется, что достаточно всего лишь заменить западное ПО отечественным. Однако реальность гораздо сложнее. Для успешной адаптации необходимо не только программное обеспечение, но и методическая база, обученные преподаватели, а также заинтересованность всех участников процесса.
В числе ключевых задач назову две основные: переход с западного программного обеспечения таких ушедших компаний, как Autodesk, на отечественное и интеграцию цифровых технологий в образовательные процессы. Если первая задача решается относительно быстро благодаря зрелости и функциональности российского ПО, то вторая требует значительного времени и ресурсов.
Мы иногда встречаем определённый уровень недоверия, но это решается очень просто: демонстрацией технических решений наших программ и предоставление возможности попробовать реализовать ту или иную задачу собственными силами на нашем ПО. Тем более для системы образования мы создали учебно-методические материалы для быстрого перехода на отечественные решения, как того требуют указы Президента.
Однако сложность внедрения цифровых технологий заключается не только в технической составляющей. Одной из немаловажных проблем считаю инертность системы образования. С одной стороны, это неплохо и позволяет ориентироваться на проверенные временем решения, с другой – особенно в сфере ИТ – что бы быть в тренде, быть востребованным выпускником требуется мгновенное освоение самых современных решений в своей области. И это очень серьёзный вызов к системе образования. Обновление кадров и привлечение молодежи в качестве преподавателей становятся необходимыми мерами, но и этого недостаточно, необходимо активное вовлечение бизнеса в учебной процесс, как и предлагает Министр Шадаев
Говоря о сотрудничестве с вузами отмечу, что формат взаимодействия может быть разным. В одних учебных заведениях идет глубокая интеграция: разрабатываются проекты, ведется научная работа; в других отечественное ПО используется модульно, как часть учебных дисциплин. Наши программные продукты позволяют студентам погружаться в процесс создания 3D-моделей и затем применять их в своих проектах. На направлениях, связанных с управлением проектами, мы обеспечиваем полный охват жизненного цикла объектов – от цифрового двойника до ввода в эксплуатацию.
Цель нашей работы –создание широкой базы специалистов, готовых работать с отечественным ПО. Мы стремимся сделать цифровизацию доступной для каждого студента независимо от выбранной им специализации. Это важный шаг к тому, чтобы российская строительная отрасль полностью перешла на цифровые рельсы.
Работа на перспективу также требует инноваций. ГК "СиСофт" большое внимание уделяет новым подходам к образовательным процессам, однако это требует долгосрочных инвестиций.
Работа с вузами – это не про мгновенные дивиденды, тем более вся наша деятельность безвозмездная для системы образования. Для нас - это инвестиция в будущее. Только крупные вендоры могут позволить себе такие долгосрочные вложения.
ГК "СиСофт" продолжает работать с образовательными учреждениями, создавая основу для будущей цифровой экономики, в которой российское ПО станет неотъемлемой частью строительной отрасли.