Программная роботизация: на что обращать внимание при внедрении роботов
Программные роботы уже доказали свою эффективность, взяв на себя стандартные и рутинные процессы во многих компаниях. Маргарита Конных, заместитель директора центра разработки, начальник управления программной роботизации "Гринатома", вендора и ИТ-интегратора атомной отрасли, рассказала о вызовах, с которыми сталкиваются компании на пути к автоматизации, о внедрении роботизации в действующие бизнес-процессы и нюансах выбора подходящей RPA-платформы.
В каких сегментах, областях технология RPA наиболее востребованна?
По нашему опыту, четыре сферы с самым большим потенциалом роботизации процессов - бухгалтерия и налоговый учет, управление персоналом, финансы и документооборот - классические "поддерживающие" процессы, которые есть во всех компаниях, любой индустрии.
В целом ограничений применения RPA нет, нужно лишь, чтобы роботизируемый процесс соответствовал ряду критериев. Прежде всего он должен быть цифровым и состоять из конкретных действий, которые можно описать алгоритмом. Эффективнее всего роботизировать процессы, которые часто повторяются, отнимают много ресурсов и времени и, конечно, несут риск ошибок.
Обязательно ли при внедрении RPA создавать внутренний центр экспертизы? Какие нюансы при этом нужно учитывать?
Это необязательно. Заказчик может обратиться к интегратору, и тот поможет с выбором RPA-платформы, внедрит ее под ключ вплоть до запуска роботов в эксплуатацию, а также проведет обучение. В дальнейшем новых роботов может запускать интегратор.
Однако при масштабных задачах создание внутреннего центра экспертизы оправданно. Для этого, во-первых, необходимо продумать и прописать методологию и регламенты, которые описывают все шаги жизненного цикла создания программных роботов, участников, роли и зоны ответственности.
Во-вторых, нужно наладить обучение новых членов команды, выращивать экспертов - и не только внутри компании. Мы для этого организовали взаимодействие с вузами: запустили программы обучения по роботизации на нашей RPA-платформе "Атом.РИТА" в РУТ (МИИТ) и МИРЭА.
Следующий важный аспект - полноценная техническая поддержка роботов. За хорошо роботизированными процессами бизнес-пользователям следить не нужно: все автоматизировано, сотрудники занимаются своими задачами.
Мы роботизируем бизнес-критичные процессы и являемся стандартом атомной отрасли, и любой сбой может привести к потерям. Доступность роботов, созданных на "Атом.РИТА", - более 99% времени. Своим клиентам мы помогаем создать службу поддержки, которая будет наиболее эффективно поддерживать их работу.
Можно ли обойтись без платформы, используя отдельных роботов?
Можно создавать роботов без платформы, писать код, но мы пришли к выводу, что это крайне неэффективно: разработка выходит дорогая и поддерживать такие решения сложно.
Проще работать с платформой, где самые распространенные действия уже прописаны в виде "блоков". Сегодня и в России, и в мире заметен тренд на такие low-code-инструменты. Готовые активности можно как конструктор собрать в нужной последовательности. При этом платформа также позволяет "писать" роботов и с помощью кода. Это решает большинство задач роботизации быстро и без глубоких знаний программирования. Однако стоит учитывать, что предусмотреть все невозможно, поэтому периодически "кодить" придется.
Также платформа позволяет службе техподдержки роботов оперативно находить и решать проблемы. Если у вас роботов немного, их можно поддерживать в ручном режиме. Десятки и сотни роботов не получится поддерживать без RPA-платформы со встроенной профессиональной панелью администрирования. Иначе экономика проектов не будет сходиться из-за значительных расходов на поддержку.
При выборе платформы обратите внимание на возможности использования искусственного интеллекта - скорее всего, они вам понадобятся. Это прежде всего распознавание и синтез речи, OCR и классификация текста. ИИ-решения, как правило, настраиваются под заказчика и обучаются на его данных.
Не снижает ли low-code-подход качество автоматизации?
Low-code-подход не вредит качеству разработки. Так, активности для нашей RPA-платформы разрабатываются по определенной методологии с учетом лучших практик и богатого опыта вендора и проходят всесторонние проверки и тестирования. При этом создание "кубиков" ведется высококлассными разработчиками, что позволяет повысить качество создаваемых RPA-решений за счет стандартизации, использования low-code-подхода.
Влияет ли зрелость платформы роботизации на стоимость внедрения и эксплуатации?
Что касается стоимости внедрения и эксплуатации - тут, действительно, важна зрелость платформы, на которой роботы разрабатываются. Задача платформы быть интуитивно понятной для пользователя - RPA-разработчика. Это влияет и на скорость разработки и на то, как быстро ваша команда роботизаторов сможет погрузиться в платформу и начать делать проекты. Интуитивно понятный графический интерфейс позволяет отказаться от "дорогостоящих" специалистов без ущерба для качества.
Также платформа должна покрывать максимум сценариев для взаимодействия с вашим ИТ-ландшафтом с помощью встроенных механизмов, так называемой среды визуального программирования. Иначе разработчикам придется писать программный код - а это увеличивает стоимость специалистов, которые создают роботов, что в конечном итоге влияет на увеличение бюджета проектов.
Когда вы наберете обороты, все чаще будут возникать вопросы по поддержке и управлению роботами. Чем более зрелая платформа, тем меньше сотрудников понадобится для поддержки роботов, которых вы уже разработали, и тем выше будет удовлетворенность заказчиков, которые не будут сталкиваться с "простоями роботов".
На российском рынке RPA-платформ высока конкуренция после ухода западных вендоров?
Конкуренция высокая, есть из чего выбирать. На данный момент можно выделить пять ключевых игроков, которые закрепились на рынке. При этом у каждого решения есть свои особенности. Например, мы делаем акцент на надежность, безопасность и продуманный UX. Особое внимание уделяем механизмам мониторинга, контроля и аналитики. Наша платформа имеет собственные ИИ-модули, которые могут быть развернуты в контуре заказчика.
Опыт показывает, что важно выбрать не только платформу, но и партнера-интегратора. Какими компетенциями должен обладать интегратор?
Как правило, вендоры платформ не занимаются проектами внедрения. Интегратор должен иметь опыт и практику разработки и внедрения решений на выбранной платформе.
У нас опыт уникальный: мы совместили в себе экспертизу и вендора, и интегратора. Количество разработанных роботов для разных бизнес-направлений дает нам преимущество. Мы понимаем, как развивать платформу новым и востребованным функционалом, потому что мы сами внедряем роботов как у внешних заказчиков (Росгеология, Росагролизинг, X5 Group и др.), так и в "Росатоме". Только в атомной отрасли функционирует более 450 роботов, которые сэкономили нам более миллиарда рублей.
Интегратор должен уметь выявлять процессы, которые можно роботизировать, обладать глубокой технической экспертизой. Чтобы на выходе был тот результат, который ожидает заказчик, важно с первого же шага следовать верной методологии. Если интегратор разрабатывает роботов на конкретной платформе, у него должен быть сертификат от вендора, подтверждающий соответствующие компетенции.