"Ростелеком" подключит малонаселенные пункты к интернету на базовых станциях "Булата"
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций сообщило о подведении итогов голосования "за малочисленные населенные пункты, которые подключат к мобильному интернету в 2025 г.". Всего до конца года мобильный интернет получат более 1,6 тыс. сел и деревень. Первые 367 населенных пунктов "Ростелеком" подключит к сети до 31 марта 2025 г., еще 439 - до 30 июня.
Голосование проходило с 5 августа по 17 ноября 2024 г. как онлайн, через сайт "Госуслуг", так и по почте. В нем приняли участие 717 698 человек. Строительством базовых станций и подключением населенных пунктов к интернету на территории РФ, кроме Республики Крым и города федерального значения Севастополь, займется ПАО "Ростелеком". До 31 марта 2025 г. оно должно подключить 367 сел и деревень, а до 30 июня - еще 439.
Представитель пресс-службы "Ростелекома" отметил, что в Крыму, Севастополе и новых регионах программа по подключению находится в ведении ООО "Миранда-Медиа". По его словам, общество продолжит реализацию проекта устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0).
"Ростелеком" планирует последовательно увеличивать применение российских базовых станций там, где это будет возможно по результатам радиопланирования и с учетом технической возможности. У "Ростелекома" есть форвардный контракт с ООО "Булат" на поставку базовых станций (БС) 2G/4G. Сейчас идут обследования и разработка проектной документации, до их завершения преждевременно оценивать сложности предстоящих работ. Но, как обычно, сложно работать в условиях вечной мерзлоты, а также в населенных пунктах, не имеющих постоянно действующих подъездных путей", - рассказал ComNews представитель пресс-службы "Ростелекома".
В мае 2023 г. "Ростелеком" (в лице 100%-ной "дочки" - ООО "Коммит Кэпитал") увеличил долю в капитале ООО "Булат" с 37,5% до 51%, а в декабре передал эту долю другой подконтрольной компании - ООО "Рестрим".
Представитель пресс-службы "Булата" не ответил на вопросы корреспондента ComNews.
Российские базовые станции
ООО "Булат" локализует базовые станции LTE, которые разработала китайская фирма Hytes Communications/Hytera. Базовые станции Hytera созданы для частных сетей, поэтому не позволяют создать сеть масштаба города. При этом они идеально подходят для решения задачи программы УЦН, так как в каждом населенном пункте нужно установить одну (максимум две) базовую станции, что идеально укладывается в профиль pLTE.
https://www.comnews.ru/content/233217/2024-05-20/2024-w21/1013/bulat-cel-30-rossiyskogo-rynka-bazovykh-stanciy
По словам генерального директора Telecom Daily Дениса Кускова, выбор "Булата" обусловлен десятилетней историей сотрудничества между компаниями (на официальном сайте "Булата" говорится, что компания создана в 2015 г. "при поддержке и содействии "Ростелекома").
Помимо "Булата" разработкой базовых станций в РФ занимается ООО "Иртея" (50% компании принадлежит ПАО "МТС") и ООО "КНС групп" (торговая марка Yadro). Представитель пресс-службы "Иртеи" не ответил на вопросы корреспондента ComNews.
Представитель пресс-службы Yadro рассказал, что компания разрабатывает и тестирует оборудование операторского класса, подходящее для УЦН. По его словам, к продуктам компании предъявляются жесткие требования по качеству разработанного функционала, надежности и цене.
"В конце 2025 г. Yadro планирует представить новую аппаратную платформу и первые версии программного обеспечения для базовой станции. После этого операторы смогут начать тестирование оборудования Yadro в разных регионах России и в том числе проверить сценарии использования продукта в рамках программы УЦН и строительства сетей в малых населенных пунктах. В 2027-2029 гг. планируется тестирование следующих версий базовой станции Yadro и старт массового производства", - отметил представитель пресс-службы Yadro.
Естественная монополия
"В ситуации с единственным поставщиком базовых станций важным являются два момента: может ли программа работать на иных технологиях и есть ли альтернативные производители станций? Если технология Hytera - это единственная технология, которую можно использовать в рамках программы устранения цифрового неравенства и других производителей и поставщиков станций в России нет, то проблем с антимонопольным законодательством тут особенно нет, кроме контроля цены. Если же технология не единственная и есть другие производители и поставщики станций, то в таком случае проблемы будут, поскольку закупка у своей дочерней компании при наличии иных производителей и поставщиков - это ограничение конкуренции на соответствующем рынке. Поэтому, как всегда, дьявол кроется в деталях" - заметил советник ООО "Имправо" Михаил Герман.
По словам старшего юриста АБ "Лидингс" Юлии Кузьменко, ситуация, когда "Ростелеком" пользуется продукцией одной компании, не должна вызывать вопросов со стороны Федеральной антимонопольной службы. Она отметила, что "Ростелеком" является субъектом естественной монополии, чья деятельность регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях", предусматривающим различные виды государственного контроля в интересах потребителей.
"Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий осуществляет, в том числе, ФАС России, которая оценивает организационные, экономические преимущества, предоставляемые субъектам естественных монополий. ФАС России также применяет к субъектам естественных монополий ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня для того, чтобы пресечь возможные злоупотребления со стороны субъекта естественной монополии, который обладает определенными экономическими преимуществами на рынке и может определять условия обращения товара (услуги). Правительство РФ создает и развивает также механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, что направлено на улучшение качества предоставляемых естественными монополиями услуг и выработку единых стандартов оказания таких услуг", - рассказала Юлия Кузьменко.
С ней согласился управляющий партнер ООО "ЭНСО" Алексей Головченко. По его словам, с точки зрения ФАС нет рисков, так как работы выполняет сам "Ростелеком" своими ресурсами. Он выразил уверенность, что "Ростелеком" использует схему государственно-частного партнерства или контракт жизненного цикла. "В этом случае государственных денег может не быть вообще. Все оплаты в будущем пойдут от частных лиц (пользователей интернета). Это очень выгодная схема, по которой реализуется вся система платных дорог в России, когда за все платит конечный потребитель", - отметил Алексей Головченко.
Старший юрист АБ "Казаков и партнеры" Станислав Дабижа заметил, что "Ростелеком", наряду с другими российскими компаниями, проводит закупки согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", одной из целей которого является развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
"Положение о закупках определяет порядок проведения конкурентных и неконкурентных закупок для нужд заказчика - ПАО "Ростелеком". Так, закупка у дочернего общества может быть осуществлена у единственного поставщика с целью экономической, временной или иной объективной целесообразности в соответствии с требованиями Положения о закупках. При этом следует отметить, что ПАО "Ростелеком" также имеет возможность закупить станции у взаимозависимого лица (перечень лиц определяется в соответствии с требованиями законодательства). Осуществление закупок товаров у взаимозависимых лиц не подпадает под действие Закона 223-ФЗ, а также не регулируется "Положением о закупках". Следовательно, при соблюдении требований законодательства о закупках приобретение базовых станций у дочернего лица само по себе, в отсутствие иных нарушений, допускается и не создает проблем с точки зрения антимонопольного законодательства", - сказал Станислав Дабижа.
В 2024 г., во время "Правительственного часа" в Совете Федерации, глава Минцифры Максут Шадаев рассказал, что за последние четыре года более 10 млн домохозяйств получили доступ к интернету. По его словам, программа устранения цифрового неравенства уделила отдельное внимание населенным пунктам с населением до 500 человек.
"За пять лет мы подключили более 7 тыс. малочисленных населенных пунктов к интернету, в более 5 тыс. создали современную инфраструктуру мобильной связи", - отметил Максут Шадаев.