Российский ИТ-рынок в 2025 году: пристегните ремни
В середине января 2025 г. Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" представила названные ее экспертами тренды, вызовы и ожидаемые события в российской ИТ-индустрии на текущий год. Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин дал для портала ComNews уточнения по основным прогнозам.
Прогноз: В реестр отечественного ПО начнут включать только те ИТ-решения, которые ориентированы на реальный коммерческий рынок. Ключевым требованием станет наличие выручки от независимых клиентов.
Вопрос: Минцифры может предъявить такие требования только к госкомпаниям. Не создаст ли это неравную конкуренцию, ведь частные корпорации по-прежнему смогут кодить без ограничений?
Ренат Лашин (РЛ): Уже несколько лет в Реестре ПО Минцифры существует специальный класс софта, в который включаются внутренние разработки компаний с государственным участием. Это было сделано для того чтобы "зачесть" этим компаниям импортозамещение за счет использования их собственных решений и не требовать перехода на продукты других разработчиков. Однако присутствие в этом классе такого ПО не подразумевало его обязательного коммерческого распространения, достаточно было только подтверждения "российскости".
Все изменилось в июле 2024 г., когда по итогам форума ЦИПР вышло поручение председателя правительства РФ Михаила Мишустина о введении запрета для госкорпораций и госкомпаний, а также их аффилированных юридических лиц на финансирование разработки для внутреннего использования общесистемного базового и прикладного ПО, отечественные аналоги которого есть на российском рынке. Другими словами, "инсорсинг" стал ограничиваться.
Реализацию этого поручения Минцифры включило в изменения постановлений правительства РФ № 325 и № 1236 о требованиях к Реестру отечественного ПО. Таким образом, сейчас вводится ограничение по доле доходов от продажи программного обеспечения аффилированным организациям, которая теперь не должна превышать 30% за истекший календарный год.
Как результат, госкомпании будут вынуждены переосмыслить цели создания дублирующих решений. Наверняка они оптимизируют свои бюджеты и в целом станут более осмотрительными в обосновании подобных расходов. Но это не помешает им продолжить разработку ПО в тех сферах, которые они сочтут нужными. Однако теперь для включения таких продуктов в Реестр госкомпаниям придется доказывать, что аналогов этого ПО там нет.
Введение требования об ограничении инсорсинга, по нашему мнению, положительно скажется на оздоровлении рынка отечественного ПО за счет выстраивания равной конкуренции и роста спроса на зрелые российские решения, разработанные коммерческими компаниями.
Тренд: С 1 января 2025 года все субъекты КИИ должны перейти на российское ПО и оборудование, что ускорит процесс импортозамещения.
Вопросы: Какая, оценочно, доля компаний с объектами КИИ с 1 января 2025 г. перешла на российские решения? Кто и как может подтолкнуть тех, кто этого не сделал? Как вы относитесь к новой аргументации многих владельцев объектов КИИ, говорящих, что их работу обеспечивают программные продукты, работающие на компьютере/сервере, а ПО+железо – это программно-аппаратный комплекс (ПАК), срок перевода на отечественные решения для которых отнесен на 2030 год?
РЛ: По различным оценкам, до начала 2025 г. на отечественный софт успели перейти только 20-30% субъектов КИИ. Примерно 10-15% намерены сделать это в первой половине 2025 г. Наибольшую сложность у субъектов КИИ вызывает переход на отечественные программно-аппаратные решения.
Мы считаем, что регуляторам необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию с исполнением требований указа президента РФ, обобщить полученный опыт перехода, как успешный, так и негативный. И спланировать мероприятия по тиражированию лучших практик для тех, кто еще не успел этого сделать. К слову, мы в Ассоциации ежегодно актуализируем перечень российских решений для объектов КИИ, где указываем опыт внедрения такого ПО у заказчиков, наличие сертификата ФСТЭК и другие полезные сведения для планирования перехода. В ближайшее время мы направим обновленный список отечественного ПО для КИИ в Минцифры, Минпромторг, ФСТЭК, НИИ "Восход", Центр экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ), Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) и другим заинтересованным участникам отрасли.
Важно понимать, что для успешной реализации всех поручений по импортозамещению нужен контроль и закрепление персональной ответственности. Нормативных актов по этой теме выходит достаточно много, а объективного и регулярного анализа ситуации для принятия своевременных решений по-прежнему не хватает. А если нет контроля и расставленных приоритетов, то будет страдать и обязательность исполнения поручений.
Ожидаемое событие: Вступят в силу изменения в постановления правительства №325 и №1236, которые установят требования совместимости ПО с двумя операционными системами (ОС) и различными классами ПО.
Вопросы: С какой даты вступят в силу эти требования? Каких изменений на рынке в этой связи вы ожидаете? Не мало ли требование совместимости лишь в двумя ОС в ситуации, когда в реестре отечественного ПО только настольных операционных систем – свыше двадцати?
РЛ: Изменения в постановления правительства № 325 и №1236 готовились Министерством цифрового развития почти два года. Наша ассоциация принимала в этой работе активное участие. Мы проводили опросы среди разработчиков для определения плановых сроков совместимости отечественных решений с российскими ОС. И здесь важно подчеркнуть – речь идет об обеспечении совместимости с любыми двумя российскими ОС общего назначения, прошедшими проверку на дополнительные требования. Такую проверку будет проводить ФГАУ "НИИ "Восход".
Так, для средств виртуализации и офисного ПО планируется установить срок совместимости – с 1 июня 2025 г.; для программ обслуживания, средств обеспечения облачных и распределительных вычислений, средств хранения данных, серверного и связующего ПО, СУБД, средств мониторинга и управления, систем контейнеризации и контейнеров, средств обеспечения информационной безопасности, средств разработки ПО, лингвистического ПО, средств анализа данных - с 1 января 2026 г.; для прикладного и отраслевого прикладного ПО, средств обработки и визуализации массивов данных - с 1 июня 2026 г.; для промышленного ПО, средств управления процессами организации - с 1 января 2027 г.
Все наши предложения были практически полностью учтены, что, конечно, радует. Принятие изменений мы ожидаем во II квартале 2025 г. В целом, инициатива направлена на ускоренное развитие отечественных платформенных решений и программно-аппаратных комплексов. Это поможет достичь совместимости отечественных решений, повысить их качество, а также укрепить доверие заказчиков к российскому софту.
Тренд: Изменится налоговая политика в отношении ИТ-компаний. Сохранение пониженной ставки налога на прибыль для ИТ-компаний на уровне 5% до 2030 года обеспечит возможности для роста и развития.
Вопросы: Каких мер поддержки, доступных в 2023-24 гг., лишилась ИТ-отрасль? Считаете ли вы, что часть из них нужно вернуть (какие, в каком объеме)? Насколько ценна для участников рынка сниженная 5%-ая ставка налога на прибыль?
РЛ: Этот год принес отрасли значительные налоговые перемены. Действующий для аккредитованных ИТ-компаний нулевой налог на прибыль с 1 января стал пятипроцентным до 2030 г. Введена более широкая шкала НДФЛ по новым ставкам. При уплате пониженных страховых взносов (7,6%) теперь отменена предельная база исчисления. Сохраняется повышенная ключевая ставка. В марте истекает мораторий на выездные проверки ИТ-компаний.
Конечно, отечественной ИТ-индустрии грех жаловаться на внимание и возможности, которые дает государство. Но мы понимаем, что все грядущие изменения так или иначе повлияют на темпы роста и развития российских ИТ-компаний. Многие разработчики уже учитывают эти факторы при планировании стратегического развития.
Я думаю, что дополнительным драйвером сохранения и даже увеличения темпов перехода на отечественные решения может стать субсидирование расходов заказчикам на покупку и внедрение российского софта в ключевых отраслях экономики.
Ожидаемое событие: Регуляторная нагрузка на ИТ-отрасль продолжит расти. Ожидаются изменения в требованиях к обязательствам по обучению студентов.
Вопросы: Участники АРПП в конце 2024 г. высказались против "похода в народ" с целью обучения студентов и отчислений вузам. Ожидаете ли вы смягчения или даже отмены этих требований?
РЛ: Российские разработчики давно поняли, что готовить кадры лучше при своем непосредственном участии – в вузах, колледжах и школах. За последние годы ИТ-компании открыли много профильных кафедр и разработали специальные программы обучения, они организуют олимпиады, сотрудники компаний преподают студентам. То есть сформирован опыт практически бесшовного (школа-колледж-вуз) обучения специалистов работе с отечественными решениями или технологиями.
В этом году Минцифры запланировало проведение эксперимента по обучению студентов аккредитованными ИТ-компаниями, получившими ранее налоговые льготы. Согласно текущим критериям, это будут компании с оборотом от 1 млрд рублей и численностью от 100 сотрудников. Ожидается, что под регулирование подпадут около 400 российских ИТ-компаний.
Уже состоялось несколько рабочих встреч, на которых с представителями отрасли обсуждались такие параметры. Сейчас, в соответствии с поручением президента РФ, готовится проект нормативного акта, который утвердит все критерии этого процесса. Однако, к сожалению, пока эксперимент не учитывает работу ИТ-компаний со школами, колледжами и техникумами.
Прогноз: Вернется в повестку тема цифровой трансформации. Заказчики продолжат искать новые подходы и концепции цифровизации.
Вопросы: Большинство крупных предприятий во всех отраслях экономики России занимаются цифровой трансформацией уже 7-10 лет. За этот срок те, кто хотел добиться цифровых изменений, этого достиг. Нужна ли бесконечная цифровая трансформация?
РЛ: В последние годы был задан довольно высокий, а порой и завышенный темп цифровизации отраслей экономики. Например, в недостаточной мере просчитывались риски кибербезопасности внедряемых решений. Вначале процесс строился без оглядки на то, российские это решения или зарубежные. После была сделана корректировка на использование преимущественно отечественных решений. А с февраля 2022 г. указами президента РФ сначала был установлен прямой запрет на приобретение зарубежного ПО, а затем и прекращение его использования субъектами КИИ. За последние годы отечественные продукты сильно "повзрослели", как функционально, так и качественно. И эффективность решения задач, связанных с обеспечением импортонезависимости, стала в ряде сегментов более очевидной. По этой причине напрашивается возврат к повестке цифровой трансформации или экономике данных, но уже с полным осознанием новых реалий.
Тренд: Продолжится тренд на консолидацию и партнерство среди ИТ-компаний при создании комплексных решений для заказчиков.
Вопрос: В каких направлениях вы ожидаете укрупнения и объединения компаний?
РЛ: Реестр отечественного ПО уже насчитывает почти 25 тыс. продуктов от более чем 9 тыс. разработчиков и прирастает на 3-5 тыс. решений ежегодно. У нас огромный выбор отечественных операционных систем, баз данных, систем виртуализации, решений в области ИБ и т.д.
В последнее время мы наблюдаем вхождение различных игроков рынка в периметр компаний с госучастием, поглощение компаний с целью объединения экспертизы и возможностей продуктов, образования с этой же целью различных отраслевых альянсов, консорциумов и других партнерств. На различных площадках обсуждается необходимость укрупнения рынка, однако пока никто не смог предложить приемлемого подхода. Несмотря на это, в условиях ограниченных кадровых, финансовых и временных ресурсов компаний и заказчиков, а также планирования вывода продуктов на зарубежные рынки этот тренд будет только укрепляться.