Москва ТЕЛЕКОМ

Центробанк придумал волшебную кнопку

Центробанк придумал волшебную кнопку

Источник: ComNews

19 февраля в рамках Екатеринбургского форума "Кибербезопасность в финансах" глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина рассказала, что, согласно последнему опросу регулятора, только треть пострадавших от мошенников обращаются за помощью в полицию или в банк. Она отметила важность того, чтобы как можно больше граждан обращались за помощью: "В таких случаях в работу включаются специалисты по банковской безопасности, и преступники не должны чувствовать себя безнаказанными".

Эльвира Набиуллина добавила, что в силах банковской системы максимально упростить подачу заявления в банк о мошенничестве: "На текущий момент это не такая простая процедура. И для этого мы, например, планируем обязать банки с октября 2025 г. внедрить в приложения так называемую спецкнопку, чтобы пострадавшим не приходилось идти в отделение банка. Они смогут сразу в приложении подать заявление о мошеннической операции и в режиме онлайн получить необходимую справку для обращения в полицию. Это значительно упростит процедуру обращения в правоохранительные органы. И наоборот, в этом же мобильном приложении можно будет ответить на запрос банка о том, не является ли операция мошеннической, если такой запрос поступил в Банк России от Министерства внутренних дел (МВД). Это требование коснется банков, через которые проходит основной поток платежей. Это прежде всего крупные, системно значимые банки и кредитные организации, которые значимы на рынке платежных услуг".

Замглавы МВД России Андрей Храпов подчеркнул важность скорости и качества обмена информацией между следствием и банковской системой: "Для этого Министерство внутренних дел заключило договор об электронном обмене документами (ЭДО) с восемью финансово-кредитными организациями. Однако мы считаем, что это недостаточное количество, и хотели бы его увеличить, что в итоге позволит ускорить обмен информацией".

Андрей Храпов добавил, что у МВД налажено взаимодействие с ЦБ, но иногда требуется прямой доступ к определенному банку или организации: "В связи с этим МВД предложило внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, чтобы предоставить следователям и дознавателям право блокировать денежные операции без судебного решения на срок до 10 суток. Мы знаем, что это предложение поддерживает Центральный банк".

Представители пресс-служб АО "Банк ГПБ", АО "Райффайзенбанк", ПАО "Промсвязьбанк", АО "Т-Банк" и МВД не ответили на запрос корреспондента ComNews.

Представитель пресс-службы ПАО "Банк ВТБ" рассказал, что ВТБ участвует в этой инициативе и входит в активную группу по обмену опытом и разработками: "Цель - внедрить простую и удобную функцию тревожной кнопки в цифровых сервисах. Это позволит клиентам быстро сообщать о подозрительных действиях и получать оперативные рекомендации по защите данных и средств. Нововведение будет дополнять существующие меры защиты и объединять лучшие практики, включая антифродовые инициативы других регуляторов. Основное отличие заключается в комплексном подходе к координации действий всех участников и использовании современных технологий для превентивного реагирования на угрозы".

Представитель пресс-службы ПАО "Сбербанк" рассказал, что в приложении "СберБанк Онлайн" с 2019 г. доступна опция "Сообщить о мошеннике": "Данный сервис позволяет оперативно связаться с представителем "Сбера" и предотвратить попытку хищения в том случае, если мошенникам были названы данные банковской карты или код из SMS. Также в рамках сервиса клиенты могут сообщить информацию о мошенниках и их реквизиты: например, номер телефона, с которого связывались аферисты, данные карты злоумышленника или ссылку на поддельный сайт. После проверки эта информация используется для усиления защиты. Таким образом, россияне вносят вклад в борьбу с мошенничеством".

Руководитель дирекции предотвращения кибермошенничества АО "Альфа-Банк" Евгений Винокуров считает, что сначала важно убедиться в удобстве такой спецкнопки, правильной интеграции и функциональности: "Без валидации со стороны банка или компетентных органов на данный момент невозможно удостовериться в том, что человек отправил через эту кнопку действительно номер мошенника и его реквизиты. Необходимо контролировать информацию, которая будет туда загружена. Пользователь в теории может и спам-рассылку туда добавить. При этом инфообмен между МВД, банками и ЦБ, безусловно, важен для многих задач. И, на наш взгляд, как раз ускорение инфообмена отчасти повлияло на то, что количество потерь за 2024 г. значительно отличается от 2023 г. в большую сторону".

Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает инициативу ЦБ своевременной, учитывая, что мошенники пытались похитить деньги и даже похищали у огромного количества клиентов банков: только в 2024 г. правоохранительные органы фиксировали обращения почти от 450 тыс. граждан, которые стали жертвами мошенников или столкнулись с попытками совершить мошеннические операции в отношении их имущества.

Директор по развитию продуктов центра цифровых решений для бизнеса ООО "БСС" (BSS) Станислав Шилов предположил, что для банков, выступающих целью данной инициативы,- крупных, системно значимых банков и банков, играющих значимую роль на рынке платежных услуг, - это не составит большого труда: "С учетом масштабов доступных ресурсов задача может быть реализована очень быстро. Популярность этой опции будет зависеть от того, насколько клиенты будут о ней осведомлены. Если банк будет регулярно информировать о ней и ее будет активно продвигать Банк России, то, вероятно, ею будут активно пользоваться".

Независимый финансовый советник Елена Савина напомнила, что для сообщения о мошенничестве пострадавшему гражданину необходимо прийти в отделение МВД, пройти через процедуру опроса и написать заявление: "Также необходимо помнить и знать время проведения операции, дату, сумму, рассказать о событиях подробно и обстоятельно. Не каждый захочет пережить подобный опыт. Кнопка в приложении поможет значительно ускорить процесс взаимодействия с органами МВД и увеличит количество людей, которые заявили о мошеннических действиях. Человек будет уверен, что его заявление попало именно в тот отдел, который занимается раскрытием подобных преступлений".

Наталья Мильчакова отметила, что у этой полезной инициативы есть и пределы возможностей: "Во-первых, такое нововведение будет рассчитано только на пользователей мобильных приложений банков, и это значит, что большинство пожилых людей, особенно старше 70 лет, кто мобильными приложениями не пользуется, а некоторые даже не имеют смартфона, этой возможностью защиты прав воспользоваться не смогут. А ведь именно эта группа людей является самой уязвимой для мошенничества. Среди тех, кого мошенникам удалось обмануть и украсть деньги, большинство как раз составляют доверчивые пенсионеры. Как для них упростить процедуру обращения в полицию, особенно учитывая, что многие пожилые люди еще и очень маломобильны, пока неясно. Может быть, в этом нововведении появится возможность для пользователя мобильного приложения воспользоваться спецкнопкой для защиты имущества близкого родственника, которого атаковали мошенники".

https://www.comnews.ru/content/237752/2025-02-13/2025-w07/1008/moshenniki-stanut-menshe-zarabatyvat