
Российский рынок электронной коммерции вырастет почти в три раза к 2030 г.
Такой прогноз дали эксперты консалтинговой компании "Яков и Партнеры", проанализировав текущее состояние и перспективы рынка e-commerce (электронной коммерции) в РФ, назвав его "оптимистичным".
Согласно исследованию "Развитие электронной коммерции в России", в период с 2019 по 2024 гг. объем рынка увеличился примерно в 7,5 раз, с 1,7 до 12,6 трлн руб. Ключевым катализатором роста стало укрепление позиций универсальных торговых площадок: общий объем продаж увеличился в 20 раз, а доля на рынке электронной коммерции выросла в 2,8 раза — с 23% до 64%. В то же время, рост независимых онлайн-площадок, таких как омниканальные ритейлеры и DTC-бренды, а также нишевых маркетплейсов был менее значительным (среднегодовой темп роста в 2019–2024 гг. составил около 28%). К 2025 г. больше 50% от общего объема оборота товаров электронной коммерции приходится на моду и бытовую технику и электронику, а в лидерах по темпам роста – товары повседнего спроса, автотовары и онлайн-торговля фармацевтической продукцией.
"В 2019–2024 гг. универсальные маркетплейсы определяли развитие рынка e-commerce, нарастив общий объем оборота товаров в 20 раз: в 2019–2021 гг. выступили основным драйвером роста рынка в период пандемии (+150 млн заказов, 40% прироста в 2020 г.), нарастив долю (+11 п. п. в 2019–2021 гг.); кратно увеличилось количество продавцов на ключевых площадках (в 2020 г. на ООО "РВБ" (Wildberries) – в пять раз, до ~90 тыс., на ООО "Интернет Решения" (Ozon) – в три раза, до ~20 тыс.) 2022–2024 гг. – продолжили активно развиваться: ежегодный прирост GMV ключевых игроков достигал >100%, замедлившись только к 2024 г. (Год к году в 2023–2024 гг. – ~54%)", - сказано в исследовании "Яков и Партнеры".
Ozon стабильно опережал Wildberries по темпам роста, сократив отставание: в 2019 г. WB был в ~2,75 раза больше Ozon, в 2024 г. – только в 1,5. При этом по посещаемости Ozon уже обогнал WB (392 млн vs ~330 млн визитов в месяц).
Директор департамента "Оптовая и розничная торговля" ООО "Рексофт" Роман Соколов считает, что рост рынка электронной коммерции в 7,5 раз с 2019 по 2024 г. выглядит вполне обоснованным и обусловлен рядом ключевых факторов: пандемия COVID-19 ускорила переход потребителей в онлайн, развитие универсальных маркетплейсов, таких как Wildberries, Ozon, ООО "Яндекс.Маркет", упростило доступ малого бизнеса к онлайн-продажам, а также повлекло за собой структурные изменения в сфере ритейла. Например, западные бренды ушли, и их место заняли местные игроки. Данные нового исследования согласуются с отчетами Росстата и аналитических агентств, таких как Data Insight".
Роман Соколов согласился с тем, что за последние пять лет наиболее заметный рост в сфере электронной торговли наблюдался в таких направлениях, как товары повседнего спроса — благодаря удобству покупок и расширению ассортимента, аптечный онлайн-бизнес (e-pharma) — за счет увеличения спроса на лекарства и БАДы, а также автотовары — благодаря растущему интересу к запчастям и аксессуарам. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) в этих категориях достиг в среднем 50%.
Аналитик ООО "ИК Велес Капитал" Артем Михайлин считает, что рынок теперь во многом формируют крупные универсальные маркетплейсы: "В последние годы между крупнейшими игроками особенно острое противостояние наблюдается в сегменте одежды и обуви. Мы полагаем, что в этой категории соперничество будет продолжаться еще не один год, а игроки будут активно вкладывать средства в продвижение. Мы ожидаем, что консолидация на отечественном рынке онлайн-торговли будет продолжаться. Нам еще есть куда расти в этом плане, если сравнивать с зарубежными рынками".
Артем Михайлин видит, что универсальные маркетплейсы традиционно являются основой онлайн-торговли, и на них приходится большая часть роста продаж: "Причины этого кроются в потребительском поведении и эффективности данной модели по сравнению с прочими. Независимый e-commerce, как правило, представлен специализированными магазинами, которые являются более нишевыми. При этом такие магазины могут иметь широкий ассортимент в определенном сегменте и знают подход к своей специфической целевой аудитории. Базовый сценарий пока представляется нам более реалистичным. С учетом темпов развития маркетплейсов в России мы считаем маловероятным сохранение относительно высокой доли специализированных игроков в перспективе".
Аналитик АО "Финам" Леонид Делицын счел самой интересной гипотезой этого исследования прогноз роста доли независимых предприятий: Это противоречит всей логике развития онлайна, которая всегда действовала в сторону консолидации рынка. Если исследователи окажутся правы, то они перевернут всю традиционную систему мышления".
Леонид Делицын считает, что независимый e-com возможен, когда регулярные покупатели знают продавцов, а те ориентированы именно на регулярных покупателей: "Но продавцы не хотят упустить и случайных покупателей. Поэтому на специализированном маркетплейсе букинистов alib.ru можно купить научные книжки гораздо дешевле, чем на Ozon. Тут важна совокупность факторов: научные книжки не востребованы широким потребителем, покупателей мало, и они хорошо знают, где искать товар, продавцы не стремятся расширяться (продавать овощи и бытовую технику), для них продажа товара – скорее, образ жизни, чем бизнес. Иными словами, иногда условия для независимого e-com складываются, но в стороне от массового потребления".
Роман Соколов считает, что в 2025–2030 гг. наиболее активно будут развиваться следующие направления: онлайн-бизнес аптек — из-за старения населения и роста спроса на безрецептурные препараты; товары повседневного спроса и e-grocery — благодаря развитию быстрой доставки и подписочным моделям; специализированные магазины розничной торговли, в которых продают строительные, отделочные материалы и оборудование, товары для дома и сада, и товары для дома — в связи с ростом интереса к ремонту и индивидуальному оформлению интерьера; а также социальная коммерция (прямые трансляции, UGC – пользовательский контент), которая станет новым каналом продаж, особенно в сферах моды и красоты и здоровья.
https://www.comnews.ru/content/237997/2025-02-27/2025-w09/1008/marketpleysy-rastut-za-schet-regionov