Москва ТЕЛЕКОМ

Топ-5 ошибок при выборе логистического подрядчика и как их избежать

Топ-5 ошибок при выборе логистического подрядчика и как их избежать

Источник: ComNews

Проблемы с логистикой могут стать фатальными для бизнеса, разрушить тщательно выстроенные процессы и нанести серьезный удар по доверию клиентов. Но как сориентироваться на рынке, где представлены сотни тысяч грузоперевозчиков? Как найти решение, которое будет максимально точно соответствовать не только сегодняшним, но и завтрашним задачам? О наиболее частых ошибках, которые совершают при выборе транспортной компании, и о том, как сделать логистику более предсказуемой и надежной, рассказывает сооснователь цифрового логистического оператора versta.io Виктор Сизов.

Сложный рынок

Мировой и российский логистический рынки, в отличие от многих других сфер деятельности, не консолидированы. Причина — довольно низкий порог входа в отрасль. Достаточно обзавестись "Газелью", посадить человека на телефон и сообщить о своей готовности возить грузы потенциальным клиентам через доску объявлений — и новая транспортная компания готова. Можно даже еще проще: свел грузоотправителя и человека с "Газелью" — и ты уже экспедитор.

Количество грузоперевозчиков в России до сих пор продолжает расти. По данным Росстата и T-Data, на конец прошлого года в стране насчитывалось почти 725 тыс. организаций, занятых транспортировкой и хранением грузов: 209,5 тыс. компаний и почти 516 тыс. индивидуальных предпринимателей. В это число входят как известные бренды экспедиторских, курьерских и транспортных компаний с сильными продуктами — СДЭК, "Деловые линии", ПЭК, КСЭ, "Почта России", так и ИП, у которых в гараже стоит один грузовик.

Игроки современного логистического рынка по-разному подходят к организации работы и управлению бизнес-процессами. С точки зрения цифровизации, можно выделить следующие виды логистов. Агрегаторы дают возможность выбрать подрядчика только из зарегистрированных на платформе участников. Открытые площадки объявлений, крупнейшая из которых ati.su, позволяют любому грузовладельцу найти любого исполнителя. Цифровые экспедиторы, как, например, monopoly.online, deliver.ru, связывают отправителя и получателя груза. Сервисы организации грузоперевозок (ul.su, tms.ru, atrucks.su) собирают ставки от поставщиков. Не так давно появилась новая концепция цифрового логистического хаба. Эта модель отличается от оператора тем, что дает всем возможность коммуницировать со всеми через единую платформу (ul.su). Цифровые логистические операторы (versta.io) решают все виды логистических задач "под ключ", своего рода "вся логистика в одном окне".

Почему традиционные подходы к выбору логистического подрядчика не работают?

Разобраться в таком многообразии участников рынка и выбрать оптимальное решение бывает не просто. Обычно в организациях действуют одним или комбинацией нескольких традиционных способов: выбирая одного-двух лидеров рынка, чьи названия на слуху, проводя тендеры, делегируя принятие решений по организации логистики подразделениям и контролируя только их затраты или заключая контракт с классическим экспедитором. Многие предпочитают разовые истории сотрудничества с перевозчиками по мере необходимости. Однако при детальном рассмотрении все эти подходы экономически не эффективны: итоговая стоимость перевозки оказывается неоптимальной, решение новых и нестандартных логистических задач бывает затруднено, сотрудники тратят слишком много времени на поиск подходящего варианта или дублируют работу друг друга. Разберем подробнее ТОП-5 типичных ошибок, которые на практике совершают компании при выборе перевозчика.

Ошибка 1. В погоне за дешевизной

Самая частая и самая очевидная ошибка — выбор только по цене. Многие забывают, что наиболее дешевый подрядчик в самый неподходящий момент может "подложить свинью" в виде низкой скорости перевозки, повреждения или утери груза, а за доставку срочного или негабаритного отправления потребует дополнительную плату. Некоего оптимума в соотношении "цена-качество" можно добиться, сравнив 3–6 предложений. Смотреть нужно не только на цену, но и на отзывы клиентов. Обязательно проверьте, включена ли в стоимость перевозки страховка груза и прописаны ли в договоре штрафы за просрочку. Детальное изучение "выгодного" тарифа "на берегу" избавит от многих неприятных неожиданностей впоследствии.

Ошибка 2. Географические несовпадения

Компания, которая заявляет доставку по всей России, на деле может быть представлена не во всех регионах. И именно там, куда вам требуется доставить груз, она будет передать его другой службе, что может обернуться для вас задержками или дополнительными расходами. Поэтому необходимо буквально под микроскопом проверять, в каких регионах потенциальный подрядчик реально представлен и имеет собственные филиалы. Стоит запросить список направлений, где он работает через партнеров.

Ошибка 3. Отношения без границ

Еще одна типичная ошибка — подписание не достаточно проработанного договора, в котором плохо прописаны обязательства подрядчика. Требуйте инструменты контроля сервиса, или SLA, добивайтесь прозрачного ценообразования на всё, включая дополнительные услуги, будь то замена тарифа, срочность или принудительная упаковка. Настаивайте на четких KPI вроде "доставка за 24 часа в пределах города" и пошагово регламентируйте порядок выставления претензий и выплаты компенсаций. В противном случае вас ждут неожиданные доплаты за нестандартный груз, невозможность взыскания убытков и постоянные конфликты с перевозчиком.

Ошибка 4. Идеальная зависимость

Вы нашли идеальную компанию, заключили с ней договор и остановили поиски? Прекрасно, но теперь вы полностью зависите от этого перевозчика, и это еще одна распространенная ошибка, которую совершают грузоотправители. Новые задачи могут возникать внезапно — и также внезапно выясняется, что ваш подрядчик не может доставить за два часа, до нужного адреса, не справится с крупногабаритным или скоропортящимся грузом. Поэтому всегда стоит иметь под рукой нескольких перевозчиков на разных направлениях или сотрудничать с логистическим оператором. Он сам подберет исполнителя под ваши задачи или позволит быстро найти подрядчика на открытом рынке.

Ошибка 5. Тендер наше всё

Многие крупные компании выбирают поставщика транспортных услуг с помощью тендера. Казалось бы, прописал в техзадании все требования и нюансы будущего взаимодействия, и проблемы как будто бы уже решены. Но в реальности все происходит не так гладко. Идет время, ваш бизнес развивается, и вот вам нужна зона покрытия или услуга, не учтенная в начальном ТЗ. А так как вы уже серьезно потратились на интеграцию выбранного поставщика в ваши бизнес-процессы, то его замена превращается в непроходимый квест.

Платформы приходят на помощь

Для многих видов бизнеса в современных реалиях эффективная логистика — это основа успешной работы и развития. Чтобы избежать перечисленных ошибок, требуются новые подходы и решения. Одним из таких решений можно назвать сотрудничество с одним или несколькими логистическими операторами. Свои недостатки есть и здесь: так, отдельные функции могут быть не так развиты как у сервиса, реализующего только в одной нише. Однако преимущество получения всего многообразия услуг в "одном окне" все-таки перевешивают. Вы получаете базу курьерских и транспортных компаний, поддержку по всем видам логистических услуг от конверта до контейнера, многопользовательский режим работы и поддержку движения груза внутри вашей компании от создания и размещения заявки до отслеживания движения груза. Переход от одного поставщика к другому в рамках экосистемы цифрового логистического оператора не потребует никаких дополнительных затрат. Можно сохранить и привычную тендерную процедуру: выбрать основного поставщика услуг и включить его в информационную систему логистического оператора, а внезапные задачи, не учтенные в изначальном тендерном ТЗ, закрывать через единым договором с оператором.

В среднем сотрудничество с цифровым логистическим оператором позволяет компаниям экономить до 40% расходов на перевозку грузов. Немаловажно и то, что заметно сокращается количество непредсказуемых, форсмажорных ситуаций, необходимость подстраиваться под новых партнеров, менять рабочие места и процессы. Бесшовный пользовательский опыт и предсказуемость — ключевые преимущества таких платформ, которые позволяют компаниям сосредоточиться на ключевых процессах и не отвлекаться на вспомогательные.