
Как выбрать подрядчика для SEO, чтобы получить результат, а не разочарование
Завышенные обещания и скрытые методы SEO могут дорого обойтись — потеря времени, денег и позиций в поиске напрямую бьёт по бизнесу. Конкуренты не дремлют, занимая топы в выдаче, а алгоритмы поисковиков постоянно меняются. Поэтому выбор SEO-партнёра требует особой разборчивости. Эксперт отдела исследований и аналитики "Рейтинга Рунета" Дарья Лушкина рассказывает, на что обращать внимание, чтобы не попасться на уловки нечестных агентств.
Компания по продаже мебели решила усилить своё присутствие в интернете и обратилась в агентство, которое обещало вывести сайт в топ-3 поисковой выдачи всего за пару месяцев. Несмотря на высокую конкуренцию и насыщенность рынка крупными игроками, клиент согласился, надеясь быстро обойти коллег и увеличить продажи.
Однако спустя время сайт так и не поднялся в топ, лиды не появились, а бюджет на продвижение закончился. Агентство привлекло клиента обещаниями гарантированного результата, который на практике невозможен, особенно за столь короткий срок.
Чтобы понять, почему не стоит доверять таким обещаниям, какие ещё обманы существуют и как защититься от недобросовестных подрядчиков на этапе подбора и переговоров, читайте дальше.
Соблазнительные обещания вроде "Результат через месяц!"
Что говорят агентства
На сайте и в презентациях дают обещания, что результаты будут уже через месяц или даже пару недель. Могут показывать впечатляющие прогнозы роста трафика и лидов, которые якобы начинают действовать с первого месяца работы, а также дают гарантии вроде "Будете в топе, польются трафик и продажи".
Почему это обман
Такие быстрые результаты возможны только в двух случаях:
- На сайте есть серьёзные технические ошибки, которые мешают его корректной индексации. Например, закрыты от индексации разделы или сайт целиком. Если это исправить, действительно в моменте может быть заметный рост, но однократный.
- Используется накрутка поведенческих факторов (ПФ) — искусственное создание активности на сайте через клики по ссылкам, время на сайте, глубина просмотра, возвраты к поиску. Но, если её остановить, позиции сайта в поиске упадут, потому что такой метод требует постоянного финансирования.
В SEO невозможно гарантировать, что сайт будет выведен в топ за короткий срок или что трафик и продажи автоматически вырастут спустя месяц. Есть много факторов, которые не зависят от подрядчика — например, поисковые алгоритмы. Они постоянно меняются, их обновления могут понижать позиции сайта.
Ваши конкуренты тоже развивают сайты: чтобы попасть в топ, нужно кого-то оттуда подвинуть, став лучше. Отдавать своё место и трафик никто просто так не будет.
Так что SEO — это работа вдолгую. Первый месяц обычно уходит на анализ и выдачу первичных рекомендаций. Реальные результаты становятся видны в лучшем случае через пару месяцев после внедрения рекомендаций.
Как удостоверится в обмане
Спросите, как они планируют достичь таких результатов и какие факторы учитывают. Если отвечают просто: "Мы вас выведем в топ по всем запросам" — бегите. Добросовестный подрядчик объяснит, по каким конкретным запросам будет работать, как планирует достичь результатов, а также предложит стратегию и даст предварительные прогнозы, основанные на данных, а не "собственном богатом опыте".
Другой вариант — запросите кейсы с такими быстрыми результатами и уточните, кто был заказчиком, чтобы при возможности проверить информацию напрямую. Если агентство уклоняется или вовсе отказывается раскрывать клиента, а вместо этого даёт неубедительные оправдания — это явный сигнал, что вас обманывают.
Уверяют, что знают секретные методы продвижения
Что говорят агентства
Некоторые подрядчики могут говорить, что только они знают, как правильно продвигать сайт, и что у них есть "секретные методы", специальные программы, или они используют уникальные алгоритмы, собственные технологии, недоступные другим. А иногда даже заявляют, что имеют "подвязки" в Яндексе.
Почему это обман
В SEO нет секретных методов. Скорее всего вам будут накручивать трафик, лиды или поведенческие факторы. Вот и всё.
Чтобы сайт лучше продвигался в поиске честный подрядчик не прибегает к магии, а работает над четырьмя ключевыми факторами:
- Технической оптимизации. Это фундамент SEO. В неё входят корректная индексация страниц, настройка robots.txt и sitemap.xml, скорость загрузки сайта и прочее. Техническая оптимизация влияет на то, как ваш сайт будут видеть поисковые системы (ПС).
- Качества сайта: удобство (UX), исчерпывающая информация для принятия решения. Для таких чувствительных тематик, как деньги или здоровье — все необходимые документы и сертификаты.
- Работы с ссылками: рост упоминаемости сайта или компании, числа ссылок на сайт.
- Текстовой оптимизации: контент на сайте должен не только нести пользу посетителю, но и быть написан с учетом целевого семантического ядра.
У агентств могут быть свои сервисы по проверке позиций и аналитические инструменты, но все это не может влиять на продвижение вашего сайта в поиске.
Слишком маленькая цена за услуги
Что делают агентства
Есть агентства, которые привлекают клиентов своими низкими ценами за услуги. Однако стоит быть осторожным с предложениями, которые значительно ниже средних рыночных цен. Скорее всего, подрядчик на чём-то экономит, обманывает или только начинает работу в SEO.
Почему это обман
Разберёмся, каким ценовым категориям не следует доверять, а какие вполне приемлемые.
30 тысяч рублей
У специалистов услуга с такой ценой называется "счёт-отчёт". Это значит, что агентство не будет делать ничего или почти ничего: поменяют теги на нескольких страницах, напишут парочку текстов (и то с помощью нейросети) и подобные мелочи. Их задача — заработать копеечку на сотнях клиентов с минимальными усилиями.
30-50 тысяч рублей
Формат похож на предыдущий, но, если повезёт, можно встретить добросовестного подрядчика.
Это часто бывает, когда "агентство" состоит из одного хорошего и мотивированного специалиста с парой помощников. На начальном этапе они готовы работать качественно и почти за бесплатно, но наткнуться на таких крайне сложно. И это сработает только на простых проектах — сайт услуг в регионе или небольшой интернет-магазин в неконкурентной нише. Будет проект чуть сложнее, и дефицит опыта уже не позволит дать результат.
50-100 тысяч рублей
В этой категории уже можно говорить об агентском формате, а не фрилансерском. Правда, если такой чек предлагает крупная компания из Москвы или Питера — смотрите категорию "30 тысяч рублей".
А вот для небольшого или регионального агентства такие цены приемлемы, но не забудьте проверить кейсы, отзывы клиентов, скриншоты Метрики.
100-300 тысяч рублей
За эти деньги уже можно найти сильное агентство, которое может оказать комплексную услугу. Но важно понимать, что сама по себе такая цена не гарантирует качество. Нужно смотреть вкупе с другими параметрами.
По большому счёту, SEO — это консалтинг. Особенно это касается крупного бизнеса: специалисты дают вам рекомендации, ТЗ на тексты, а вы их внедряете.
Соответственно, услуги оцениваются в часах работы сотрудников. Чтобы окупить расходы на сотрудников, аренду и рекламу, стоимость часа должна быть не ниже 2 тысяч рублей. На рынке средняя стоимость часа от 2 до 4 тысяч рублей в зависимости от "уровня" агентства. Бывает и выше, если компания с громким именем.
Липовые кейсы с выдуманными результатами
Что делают агентства
Некоторые подрядчики выкладывают на сайт или отправляют потенциальному клиенту кейсы, в которых нельзя ничего проверить. Сайт не указан, скриншоты с Метрики или Топвизора могут быть от другого сайта или вовсе выдуманы, а сам подрядчик рассказывает красивую сказку, в которой история сотрудничества представлена как успешная, хотя на самом деле клиент остался недоволен.
Почему это обман
Такие "истории успеха" часто создаются, чтобы скрыть неопытность в вашей нише, или неумение делать SEO.
Как удостовериться в обмане
Просите показать кейсы, не обязательно из той же отрасли, но хотя бы из близкого направления, связывайтесь напрямую с клиентом, чтобы убедится, что работа была проделана так, как преподносит агентство. Если подрядчик отказывается предоставить такую возможность или контактные данные — повод усомниться в честности.
Игра на неопытности и страхе
Что говорят агентства
Есть SEO-подрядчики, которые любят запугивать клиента и играть на его незнании:
— Сайт вот-вот вылетит из выдачи!
— Конкуренты уже занимают ваши места!
— Без срочного вмешательства через пару месяцев трафик рухнет!
Ещё любят добавлять мистики, якобы SEO — тёмное искусство, понятное только избранным.
Почему это обман
Это дешёвые манипуляции, цель которых — заставить вас как можно быстрее принять решение, не обдумывая его. Психологическое давление и игра на страхе — попытка получить выгоду за счёт неопытности. Нужны ли вам такие отношения с подрядчиком, где все вопросы будут решаться подобным образом?
Какие удостоверится в обмане
Запугивание вместо аргументов — красный флаг. Обратите внимание на фразы в стиле "если не согласитесь прямо сейчас, потом будет поздно" или "вы всё равно не разберётесь, доверьтесь нам". Если подрядчик только пугает и не даёт подтверждение своих слов — не верьте. Хороший специалист объяснит ситуацию, покажет результаты анализа и даст варианты решений.
Заключение
Перед тем, как вступить в коммуникацию с агентством, рекомендуем тщательно проверять всю информацию, которая есть на сайте, в рекламе или блоге. Особенно обращайте внимание на громкие заявления: "Самые лучшие в России!", "Топ-1 в Рейтинге Рунета!", "Работали с жёлтым, зелёным и красным банком". Это может быть правдой, если подкреплено ссылками и отзывами (а если с видео, так вообще здорово).
Когда вы уже общаетесь с потенциальным подрядчиком, ищите подтверждения каждому аргументу. Понятно, что любая компания будет стремиться показать себя с хорошей стороны и постарается убедить вас в своей экспертности, и в этом нет ничего плохого — так устроены продажи. Но проявляйте бдительность и активно участвуйте в процессе. Не стесняйтесь задавать вопросы, уточнять детали и требовать прозрачности на каждом этапе сотрудничества. Чем больше вы вовлечены, тем меньше вероятность столкнуться с обманом.
Не бойтесь указывать на ошибки и недочёты в работе агентства. Если подрядчик готов признать свою вину, оперативно исправить ситуацию — не стоит делать поспешных выводов.