
Вам письмо. Мошенники представляются сотрудниками МФЦ и крадут деньги
По этой схеме злоумышленник звонит потенциальной жертве и представляется работником МФЦ. Он сообщает о поступлении письма. Для его получения преступник просит сообщить код, полученный в SMS. После того, как жертва называет цифры, вовлекаются якобы представители других ведомств. Они утверждают, что человек может потерять сбережения. Чтобы этого избежать, нужно передать накопления для декларирования - для этого жертва должна отдать средства якобы проверенному курьеру.
Руководитель направления отдела анализа и оценки цифровых угроз Infosecurity (ООО "Инфосекьюрити", ГК Softline) Кристина Буренкова напомнила, что сотрудники госучреждений не звонят гражданам без предварительного обращения: госструктуры действуют в официальном порядке и не запрашивают данные по телефону или через SMS.
"Если вам звонят и просят назвать код из SMS - это точно мошенники. Нет ни одного ведомства, банка или компании, которые строили бы процессы так, чтобы человек по телефону передавал кому-то код подтверждения", - объяснил генеральный директор iTProtect (АО "Инфозащита") Андрей Мишуков.
При этом в разговоре мошенник может называть личные данные жертвы: паспорт, телефоны и адреса. Но это не повод доверять собеседнику. По словам руководителя направления киберразведки центра противодействия киберугрозам Innostage SOC CyberART (ООО "Инностейдж") Александра Чернова, личные данные могут быть найдены в различных утечках.
Андрей Мишуков утверждает: даже если с такими вопросами звонит близкий человек, безоговорочно доверять не стоит. Возможно, аккаунт украден или используется дипфейк.
Должна настораживать фраза "безопасный счет", - ведущий инженер CorpSoft24 (АО "Корп Софт") Михаил Сергеев утверждает, что это признак мошенничества. Так же как и "срочность" решаемого вопроса: преступники часто поторапливают жертв, чтобы у тех не было времени подумать над происходящим. Также стоит быть начеку, если собеседник спрашивает номера или код карт, рассказал Александр Чернов.
Мошенничество растет несмотря на то, что государство борется с ним: к примеру, предлагает наказывать дропперов. А с 1 июня 2025 г. согласно закону от 01.04.2025 №41-ФЗ "О противодействии телефонному мошенничеству в РФ" вступили в силу новые меры для борьбы со злоумышленниками.
По данным Kaspersky Who Calls, в I квартале 2025 г. 43% жителей России столкнулись с телефонными мошенниками - это на 3% больше, чем за аналогичный период 2024 г.
"Ни один законопроект не защитит на 100% от мошенников, так как они постоянно совершенствуют виды и способы краж, появляются новые технологии и методы, - считает ведущий инженер CorpSoft24 Михаил Сергеев. - Только сам человек может себя защитить - он должен никому ничего не сообщать, не переводить, не отдавать деньги или данные".
Согласно данным Центробанка, социальная инженерия лидирует среди инструментов, используемых в мошеннических схемах. Эксперты по инфобезопасности рассказали СomNews, что в том числе попадаются люди, которые информированы о возможных опасностях, но считают, что не попадутся на мошенничество.
Защититься от мошенников помогает знание схем. "По мере роста грамотности населения преступники вынуждены изобретать новые уловки: если раньше они представлялись сотрудниками мобильных операторов, потом маскировались под "Госуслуги", то сегодня все чаще под МФЦ. Это доказывает эффективность профилактики, но одновременно показывает, как важно оставаться начеку", - считает руководитель направления отдела анализа и оценки цифровых угроз Infosecurity Кристина Буренкова.