Москва ТЕЛЕКОМ

Лети, железная птичка. Для беспилотных транспортировок Россия-Китай появится отдельный авиапорт

Лети, железная птичка. Для беспилотных транспортировок Россия-Китай появится отдельный авиапорт

Источник: ComNews

Вчера, 17 июня, в Совете Федерации прошло заседание секции "Цифровая трансформация транспорта" по теме "Обсуждение концепций логистического проекта-международного транспорта БАС-Хаба с применением беспилотных летательных аппаратов между Россией и Китаем".

Заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Андрей Иванов отметил, что все беспилотные воздушные суда - это такие же воздушные суда: только их отличие в том, что пилот находится не внутри воздушного судна, а за бортом, и основная проблематика - это дальность полета и управление беспилотником. Андрей Иванов отметил, что Воздушный кодекс РФ устанавливает правила управления беспилотниками: "Это каналы связи между пилотом и дроном, включающие оборудование для передачи данных о полете и контроля за ним. Эти каналы обеспечивают радиосвязь и обмен информацией между пилотом, системой дрона и диспетчером. Полеты выполняются в соответствии с федеральными нормами использования воздушного пространства. Все правила соответствуют международным стандартам, установленным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО)".

Андрей Иванов продолжил: "Международный аэропорт создается по решению правительства РФ. Это специально подготовленная площадка. Что она собой представляет? Это часть земли, льда, поверхность сооружения, включая плавучие объекты, или водная зона для взлета, посадки и стоянки самолетов. То есть это, по сути, участок земли. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся в рамках этого проекта, — это организация пункта пропуска через государственную границу. Потому что сам полет — это уже второстепенный вопрос. Главное — пункт пропуска, так как международный аэропорт — это место пересечения границы. Здесь нужны другие системы безопасности, пограничники, фитосанитарный контроль и многое другое. Это очень дорогостоящий проект. Мне сообщили коллеги, что оборудование для него может обойтись от 500 млн руб. Поэтому эти вопросы необходимо тщательно проработать".

Заместитель директора департамента инвестиционного развития и международного сотрудничества Минвостокразвития России Павел Лужкин заявил, что поддерживает инициативу Амурской области. Он рассказал, что этот регион является лидером по экономическому и инновационному сотрудничеству с Китаем: "За последние пять лет объем товарооборота вырос в три раза, особенно в сегменте товаров повседневного спроса. Поэтому внедрение беспилотного транспорта было бы полезным".

Павел Лужкин рассказал о том, что касается баз на Дальнем Востоке, то в рамках проекта "Аврора" создано АО "Аврора — Беспилотные авиационные системы", которое уже провело тестовые полеты: "Также на Дальнем Востоке открылись пять научно-производственных центров, два из которых уже функционируют. Благодаря территории опережающего развития (ТОР) "Патриотическая", на Дальнем Востоке ведется производство беспилотников от самолетного типа до fpv дронов (БПЛА, оснащенный камерой, которая передаёт видео в реальном времени на специальные очки пилота). Уже выпущены десятки тысяч единиц, и у нас есть все компетенции и мощности для их создания. Поэтому при наличии соответствующей регуляторной базы и поддержке с китайской стороны, мы готовы наладить транспортное сообщение между Россией и Китаем".

"Мы можем предоставить китайской стороне площадки межправительственной комиссии по сотрудничеству с Дальним Востоком и Северо-Востоком Китая для обсуждения этого вопроса. В мае мы уже провели встречу с председателем китайской стороны, на которой обсуждались различные аспекты взаимодействия, включая Северный морской путь. Поэтому мы готовы поддержать инициативу Амурской области", - подчеркнул Павел Лужкин.

https://www.comnews.ru/content/229804/2023-10-31/2023-w44/1010/severnom-morskom-puti-nachalas-opytnaya-ekspluataciya-5-podsistem-edinoy-platformy-cifrovykh-servisov

Представитель Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ) Владимир Чувандейкин отметил, что так как еще не видна физическая модель или концепция предстоящего пункта пропуска, то есть три варианта развития: "Первый, самый дорогой и самый обычный - это создание пункта пропуска с нуля. Второй вариант — использовать существующую инфраструктуру действующего пункта пропуска и создать на его базе новую площадку. Это более экономичное решение, так как все виды государственного контроля уже предусмотрены".

Владимир Чувандейкин назвал третий вариант — организовать работу по аналогии с Верхним Ларсом (международный автомобильный пункт пропуска на границе России и Грузии): "В этом случае пункт пропуска не потребуется, но будет создана площадка для таможенного контроля. Представители других государственных органов смогут прибывать по мере необходимости. Основная работа будет выполняться Федеральной таможенной службой. Этот вариант не потребует создания новой инфраструктуры, но потребует меньше изменений в законодательстве и меньших финансовых затрат. Если представители бизнеса предложат такую модель, ее можно будет рассмотреть".

https://www.comnews.ru/content/232640/2024-04-12/2024-w15/1008/igroki-rynka-svyazi-i-gosstruktury-obedinyatsya-dlya-raboty-kraynem-severe