Москва ТЕЛЕКОМ

Рейтинг определил дроновую продвинутость регионов РФ

Рейтинг определил дроновую продвинутость регионов РФ

Источник: ComNews

Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ (Минпромторг) Василий Шпак на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Расчеты представил Федеральный центр беспилотных авиационных систем (БАС): это автономная некоммерческая организация, созданная совместно правительством Москвы, Национальной технологической инициативой (НТИ) и Министерством промышленности и торговли РФ.

В целях стимулирования развития беспилотных технологий в России Минпромторг разработал систему оценки уровня развития беспилотных технологий в регионах. Это позволит определить, в каких регионах отрасль беспилотных систем развивается наиболее активно. К задачам рейтинга относятся наиболее востребованные сценарии использования БАС, создание инструментов стимулирования регионов, а также проектирование национальной системы беспилотной воздушной статистики.

Топ-5 регионами по потенциалу и результатам стали Алтайский край, Амурская и Калужская области, Красноярский край, республика Башкортостан, республика Саха и Рязанская область.

Василий Шпак подвел итоги пилотного рейтингования: "Ключевой фактор успеха дронификации в субъектах России — это открытое небо. Без него полеты невозможны. Также важно широкое применение беспилотников в различных сферах экономики, что подтверждается статистическими и экономическими моделями. Когда использование БАС приносит реальную экономическую выгоду, это действительно важно. Нужно популяризировать использование беспилотников, в том числе через соревнования. Важно также вносить вклад в государственный гражданский заказ, закупая беспилотные авиационные системы и услуги на их основе за счет региональных бюджетов и в формате государственно-частного партнерства".

Василий Шпак отметил, что рейтинги регионов будут проводиться ежегодно, а методология оценки будет совершенствоваться: "Это позволит выявлять узкие места в регулировании отрасли. Следующий шаг — совместная проработка в рамках "Архипелага-2025" в августе".

Василий Шпак подчеркнул, что с 2026 г. участие в рейтинге станет обязательным. "Мы будем постоянно дорабатывать методологию, чтобы обеспечить объективную картину развития отрасли, причин отставания и экономического роста. Мы также будем рассматривать возможность приоритизации мер поддержки регионов с учетом результатов рейтинга и организовывать сбор отраслевой статистической информации", - сказал министр промышленности и торговли РФ.

Директор Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Полина Давыдова отметила в беседе с корреспондентом ComNews, что в 2025 г. особенно востребованы агродроны, высокоавтоматизированные транспортные средства, доставка с помощью роверов, а также дроны, используемые для мониторинга и охраны объектов: "В связи с этим было бы отлично, если в рейтинге учитывались все эти виды беспилотных технологий. В этом случае в него могли бы войти регионы, в которых большими темпами развивается беспилотный транспорт, а беспилотная авиация появится позже по определенным причинам. Наши коллеги создают системы абсолютно мирового класса, которыми можно гордиться в стране. Министерство транспорта РФ, в свою очередь, активно работает над упрощением и оптимизацией процесса внедрения беспилотных технологий в регионах".

Директор по продажам ГК "Геоскан" Павел Круглов признал, что данные рейтинга во многом совпадают с реальной ситуацией: "Эти регионы действительно активно используют и популяризируют БАС. Спрос на БАС для видеомониторинга начал формироваться в 2024 г., и этот тренд продолжился и в 2025 г.".

Генеральный директор и основатель ООО "Флай Дрон" Никита Данилов отметил, что несмотря на то, что в подавляющем большинстве регионов РФ полеты беспилотников запрещены или ограничены по соображениям, связанным с обеспечением безопасности в контексте специальной военной операции (СВО), дроны все равно летают: "Делается это в интересах государственных структур. Получить все необходимые разрешения на такого рода полет вполне реально. Конечно, запрет для частников тормозит отрасль, но, как на ПМЭФ подчеркнул министр транспорта РФ Роман Старовойт, благодаря запуску новых систем идентификации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые тестируются, небо для гражданских дронов может быть открыто уже в этом году".

https://www.comnews.ru/content/237485/2025-01-30/2025-w05/1008/drony-vzleteli-proizvodstvo-grazhdanskikh-bespilotnikov-kratno-uvelichilos-za-2024-g?ysclid=mc28aiev3t450527315

Никита Данилов поведал, что самым высоким спросом пользуются беспилотники, предназначенные для различных мониторинговых миссий: В 2025 г. такого плана полетов стало гораздо больше, чем, например, в прошлом. Соответственно, растет и спрос на технику. Стоит заметить, что спрос отчасти стимулируется госзаказом. Но главное - у заинтересованных в эксплуатации БАС государственных и коммерческих структур постепенно появляется понимание того, какие именно типы беспилотных воздушных судов им нужны для выполнения актуальных задач".