
Присутствие Google Analytics в российских компаниях сократилось вдвое
По оценкам экспертов ООО "Корпорация РБС" (Kokoc Group), доля использования аналитической системы Google Analytics в российских компаниях сократилась с 90-95% в 2021 г. до 45% в 2025 г. Бизнес стал переходить на отечественные аналоги.
Постепенный переход на российские сервисы связан с изменениями в федеральном законе №152-ФЗ "О персональных данных", который с 1 июля 2025 г. ужесточил требования к сбору, обработке и хранению пользовательской информации. Теперь все компании обязаны обеспечивать первичный сбор данных на серверах, расположенных на территории Российской Федерации. Это напрямую затронуло организации, использующие зарубежные системы веб-аналитики, прежде всего Google Analytics и Google Tag Manager, которые предполагают передачу данных за пределы страны.
При этом отказ от Google Tag Manager идет медленнее. Часть аналитиков полагает, что он не передает персональные данные напрямую, но Роскомнадзор, как показывает практика, может не вдаваться в технические детали. В таких условиях компании стараются не рисковать и либо отказываются от иностранных тег-менеджеров, либо переходят на отечественные альтернативы.
Однако, как утверждают эксперты Kokoc Group, в поиске замены Google Tag Manager компании сталкиваются с дефицитом отечественных решений. Например, "Яндекс Тег Менеджер" предлагает понятный интерфейс, русскоязычную поддержку и бесплатный доступ, но пока работает в режиме бета-тестирования и имеет заметные ограничения по функциональности. Не все виды тегов поддерживаются, отсутствует окно предпросмотра, невозможно гибко управлять порядком срабатывания. Кроме того, неизвестно, как система будет вести себя при высоких нагрузках и как повлияет на скорость загрузки сайтов.
Наиболее массовым решением российских компаний стал переход на Яндекс.Метрику с автоцелями. Этот вариант требует минимального участия разработчиков и обеспечивает быстрый запуск. Однако бизнес сталкивается с ограничениями. Ложные срабатывания целей и низкая точность отслеживания не позволяют полноценно использовать данные для принятия решений.
Менеджер продукта CDP CleverData Join ООО "Клевер Дата" (Clever Data, входит в ИТ-холдинг Lansoft) Александр Коротков считает российские аналоги хорошей заменой западному продукту: "Функциональность российских решений, исходя из нашего опыта, уже позволяет эффективно заменять западные инструменты, особенно если речь идет о системах, изначально спроектированных с учетом требований локального законодательства и практики защиты данных".
По прогнозам Kokoc Group, второе полугодие 2025 г. станет точкой необратимого разворота в сторону отечественных аналитических решений и полной локализации процессов обработки пользовательских данных. Компании будут массово отказываться от иностранных сервисов, одновременно сталкиваясь с ростом расходов на аналитику и необходимостью перестраивать внутренние процессы. Как отмечают в Kokoc Group, адаптироваться к новым условиям смогут только те, кто уже начинает замену привычных систем.
"С 1 июля 2025 г. мы наблюдаем лавинообразный спрос на замену иностранных аналитических решений. Компании, которые раньше закрывали глаза на риски трансграничной передачи данных, теперь вынуждены действовать быстро под угрозой штрафов и блокировок. Успеет адаптироваться тот, кто уже начинает переход на российские решения или строит инфраструктуру", - отметила руководитель института аналитики Kokoc Group Екатерина Ходюшина.
"До конца 2025 г. мы ожидаем ускорение перехода на отечественные аналитические решения, особенно среди крупных компаний и организаций с государственным участием. Для них отказ от Google Analytics и других западных сервисов уже не просто вопрос соответствия закону, но и репутационных и юридических рисков. Многие компании в том числе обращаются и за нашими решениями", - рассказал Александр Коротков.
Также Александр Коротков отметил, что до конца 2025 г. не все компании перейдут с Google Analytics на отечественные сервисы: "Небольшие компании и ИП могут продолжить использовать Google Analytics - кто-то из-за ограниченных ресурсов, кто-то по инерции, особенно если не собирают персональные данные в явном виде. Таким образом, мы не ожидаем полного отказа от западных систем по рынку в целом. Все-таки полный отказ - это процесс, требующий времени и ресурсов. Но в любом случае, общий тренд на локализацию и защиту данных уже необратим".