
80% российских компаний перешли на отечественные ИТ-решения в закупках
Об ИТ-решениях для закупочной деятельности на совместном заседании комитета по управлению закупочной деятельностью и комитета по информационным технологиям Ассоциации менеджеров рассказали игроки рынка. В частности, председатель комитета по управлению закупочной деятельностью Виктор Симоненко рассказал, сколько компаний используют ИТ-решения отечественных производителей.
"ИТ-решения отечественных производителей используют 80% компаний. Однако мы знаем, что в какой-то момент доработка иностранного вендора тоже стала считаться отечественной. При этом средства автоматизации закупочной деятельности используют 97% предприятий. Все они с помощью программного обеспечения закупочной деятельности решают бизнес-задачи по планированию и бюджетированию. 75% компаний решают задачи по договорной деятельности (заключение договоров), 40% - по организации и проведению закупок, 30% - по управлению складами/запасами. Если говорить о видах ИТ-решений, то 75% компаний используют модульную систему разных вендоров, 25% - встроенное в единый ИТ-ландшафт решение", - отметил Виктор Симоненко.
Также он рассказал, какие основные процессы, требующие автоматизации, назвали большинство компаний. В этот список вошли следующие процессы:
- полная автоматизация всех малозатратных заявок;
- автоматизация исполнения контрактов;
- предотвращение ошибок, а не их поиск постфактум;
- создание единого закупочного ИТ-решения;
- повышение качества планирования потребностей и бюджета;
- формирование спецификаций;
- динамика и прогноз запасов;
- бесшовная и простая интеграция с внутренними системами.
Сопредседатель комитета по информационным технологиям Ассоциации менеджеров, генеральный директор и основатель компании ООО "Ческа" (CESCA) Евгений Доможиров рассказал о Next-Gen инструментах для закупок: "Говоря о продуктах следующего поколения, конечно, мы видим тренд на искусственный интеллект (ИИ). Хотя это не модный тренд. Системы ИИ работают только с накопленной, кем-то собранной информацией. Сами создавать продукты или идеи они не умеют, они берут ранее реализованный опыт. Есть еще предиктивная функция. Это математический метод - инструменты, которые ложатся в основу всех аналитических расчетов. Они подтверждают вывод, который делают системы ИИ. Также можно отметить роботизацию процессов, которая избавляет людей от повседневных задач, систему интернета вещей, цифровые двойники и платформы для совместной работы с поставщиками. Крупные государственные корпорации уже активно развивают все эти инструменты".
Директор по закупкам АО "ГалоПолимер" Александр Сафелкин также отметил тренд на ИИ: "Мы видим перспективу в развитии ИИ. Он должен заменить маркетинг для сбыта и закупок. То, чем раньше занимались менеджеры и маркетологи, может успешно сделать ИИ, проанализировав мировые процессы и события. Мы видим большой потенциал для увеличения скорости реакции и прогнозирования действий компаний. Если объединить накопленную информацию и работу ИИ, нам будет проще развиваться".
Директор департамента логистики и снабжения АО "Цемрос" Денис Назаров назвал главные вызовы для компаний: "На первый план выходят взаимоотношения с поставщиками, повышение эффективности закупочной деятельности, контроль управления запасами, работа с непрофильными активами. Для нас, например, важным вопросом является прозрачность экономической безопасности. В 2025 г. мы завершили реализацию модуля по контролю исполнения договоров. Тендерная работа полностью переведена в электронный вид. В планах на 2026 г. - развивать направление ИИ. Также для нас очень важно заниматься вопросами информационной безопасности и выделения вычислительных ресурсов, массива данных, на которых система ИИ будет обучаться и работать".