Москва ТЕЛЕКОМ

"Авито" подарит разработчикам полмиллиарда рублей

Источник: ComNews

Об этом ComNews рассказал представитель пресс-службы "Авито" (ООО "КЕХ еКоммерц"). Аналитики считают, что 500 млн руб. - не очень большая сумма. "Порядок вложений выглядит реалистичным и даже экономным по мировым меркам, так как 0,5 млрд руб. - это примерно $6,33 млн. Для моделей на 8 млрд параметров с собственной инфраструктурой сумма скромная, так как на Западе аналогичные разработки часто стоят $10-30 млн, а обучение моделей уровня Llama, Claude или GPT - сотни миллионов", - сказал аналитик Freedom Finance Global PLC Владимир Чернов. Но, по его мнению, в условиях ограничений на доступ к GPU и стоимости железа - это рациональный бюджет.

"Учитывая, какие огромные средства техногиганты вкладывают в обучение ИИ, 0,5 млрд руб. не выглядят большой суммой. Даже по меркам российских компаний, создающих соответствующие решения, это не очень много", - также сказал ведущий аналитик ООО "ИК ВЕЛЕС Капитал" Артем Михайлин.

"Ни одна компания не будет тратить 0,5 млрд руб. для создание опенсорс-софта, чтобы его раздать. Модель создавали для внутреннего пользования, и некоторую версию решили предложить сообществу разработчиков. Озвученная сумма подчеркивает размер подарка, который "Авито" делает разработчикам", - прокомментировал аналитик финансовой группы "Финам" Леонид Делицын.

Модели обучены специально для электронной коммерции. Их разработал "Авито Тех" (ООО "Авито Тех", дочерняя компания "Авито") на базе открытых моделей Qwen3 и Qwen2.5-VL. A-Vibe - текстовая модель, A-Vision - мультимодальная. По словам аналитика Владимира Чернова, использование открытых моделей Qwen позволило удешевить разработку - если бы компания разрабатывала модели с нуля, то вышло бы в три-пять раз дороже.

По словам руководителя разработки LLM "Авито" Анастасии Рысьмятовой, российскому рынку недостает качественных опенсорсных русскоязычных моделей, и компании тратят месяцы на адаптацию зарубежных решений.

https://www.comnews.ru/content/228645/2023-09-06/2023-w36/1008/iskusstvennyy-intellekt-pomozhet-marketpleysam-stat-luchshe

ИИ-модели "Авито" доступны под открытой лицензией Apache 2.0. "Открытие наших генеративных ИИ-моделей - это инвестиция в будущее российской технологической экосистемы. Благодаря таким инициативам ИИ становится доступным не только корпорациям, но и студентам, стартапам, исследователям и небольшим командам. Чем больше разработчиков вовлечено в создание ИИ-решений, тем быстрее развивается вся отрасль. Мы хотим внести свой вклад в этот процесс", - рассказал управляющий директор по ИИ "Авито" Андрей Рыбинцев.

Технический архитектор "1С ПРО Консалтинг" (ООО "1С ПРО Консалтинг") Алексей Ваганов поделился с ComNews мнением, что данные модели не будут монетизировать - у "Авито" может быть другая большая и мощная модель для монетизации, а эта предназначена для тестирования инженерных подходов и привлечения внимания. Аналитик Владимир Чернов объяснил, что выпускать решение с открытым исходным кодом выгодно, потому что "Авито" может формировать экосистему вокруг технологий и стать стандартом для русскоязычного e-commerce-ИИ, что усилит бренд компаниикак технологического лидера и привлечет разработчиков, благодаря которым снизятся R&D-затраты компании.

При этом зарабатывать на опенсорсных моделях возможно. "A-Vibe и A-Vision уже интегрированы во все вертикали "Авито", а первые тестовые запуски в 2024 г. принесли 670 млн руб. выручки. Компания планирует получить более 21 млрд руб. дополнительной прибыли от использования генеративных нейросетей до 2028 г. "Для других компаний, которые будут использовать наши открытые модели, экономический эффект - сокращение затрат на запуск и работу до 50% по сравнению с другими опенсорс-решениями", - сказал представитель пресс-службы "Авито" ComNews.

Владимир Чернов объяснил, что это можно делать благодаря платным сервисам вокруг модели (хостинг, API-доступ, корпоративные версии "под ключ") и интеграциям для бизнеса (готовые решения для контента, модерации, анализа данных).

Внедрение созданных ИИ-моделей может принести экономический эффект. Старший инженер по машинному обучению в крупном международном маркетплейсе Дмитрий Савин рассказал ComNews, за счет чего в электронной торговле достигаются экономические эффекты: чат-боты дополнительно рекомендуют покупателям товары и делают апселл; генерация изображений и описаний товаров привлекает новых продавцов на площадку за счет упрощения работы; ИИ проверяет товары на наличие запрещенных товаров.

"В eBay, когда вместо классических подходов ML мы с командой начали применять LLM, доля товаров, которые были одобрены или удалены автоматикой, увеличилась с пары процентов до 80%. Это позволило сократить человеко-часы на принятие решений и поддержку множества более простых подходов, а также масштабировать проверки на большее количество типов потенциально запрещенных товаров. Эффект от этого сложно оценить, но проблем с локальными регуляторами стало меньше и риски штрафов и запретов на коммерческую деятельность уменьшились", - рассказал Дмитрий Савин.

Аналитик Владимир Чернов считает, что ИИ на площадках электронной торговли уже приносит заметные экономические эффекты, но пик монетизации впереди. "ИИ сокращает затраты на модерацию и поддержку, что снижает нагрузку на операторов на 30-60%. Также ИИ улучшает поиск и рекомендации, что повышает конверсию и GMV - на развитых маркетплейсах персонализация дает плюс 5-15% к продажам. Снижение расходов на контент экономят сотни миллионов рублей в год у крупных игроков. Алгоритмы снижают долю фрода и возвратов. В перспективе будут усиливаться эффекты от ИИ-агентов, которые ведут диалог с пользователем, сравнивают предложения, оформляют покупку. Это сократит путь к сделке и увеличит средний чек. ИИ уже улучшает экономику маркетплейсов, но основные дивиденды придут в ближайшие 2-3 года, когда автономные ИИ-агенты станут массовыми", - сказал Владимир Чернов.

https://www.comnews.ru/content/233114/2024-05-14/2024-w20/1008/rossiyskiy-e-com-vyshel-fazy-eksperimentov-ii