Москва ТЕЛЕКОМ

Россия и Казахстан задумали строительство ВОЛС по дну Каспийского моря

Россия и Казахстан задумали строительство ВОЛС по дну Каспийского моря

Источник: ComNews

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) и представители органов власти Республики Казахстан совместно с телеком-операторами "Ростелеком" и "Казахтелеком" обсуждают возможность строительства волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по дну Каспийского моря. Об этом на Международном Каспийском цифровом форуме в Махачкале рассказал глава Минцифры Максут Шадаев.

"Минцифры с коллегами из Республики Казахстан, профильным министерством, "Казахтелекомом" и "Ростелекомом" обсуждает возможность строительства волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря", - уточнил Максут Шадаев.

Министр цифрового развития пояснил, что ВОЛС поможет обеспечить прямую связь между регионами. Также, по словам Максута Шадаева, в обсуждении этого вопроса принимают участие страны прикаспийского региона, а сам проект сможет дать дополнительный импульс цифровизации всех прикаспийских государств (страны, имеющие выход к Каспийскому морю: Россия, Казахстан, Азербайджан, Иран, Туркменистан - прим. ComNews).

В Казахстане о реализации подобного проекта представители органов власти и местных телеком-операторов заявляли еще несколько лет назад. Официальный старт проекту строительства транскаспийской волоконно-оптической линии связи в стране был дан в ноябре 2019 г. ВОЛС должна была соединить города Сумгаит (Азербайджан) и Актау (Казахстан).

Изначально кабель по дну Каспийского моря планировали проложить с казахстанской стороны АО "Транстелеком" и KazTransCom. Азербайджанским участником проекта являлся оператор связи AzerTelecom International. Однако к концу 2021 г. стороны к реализации проекта (около 400 км по дну Каспия) так и не приступили. Причиной тому, по словам члена правления АО "Казахтелеком" Алибека Индыкбаева, стало отсутствие опыта в подобных проектах и его высокая стоимость.

"У нас нет больших внутренних водоемов, по дну которых приходилось бы прокладывать цельный 300–400-километровый кабель, следовательно, у нас не было предшествующего опыта выполнения проектов такого масштаба. Вторым существенным фактором не выполнения проекта в срок является значительная его стоимость, требующая крупных капитальных вложений", - уточнил Алибек Индыкбаев.

Однако богатый опыт строительства подобных проектов есть у российского ПАО "Ростелеком": "Оператор обладает большим опытом строительства и эксплуатации подводных ВОЛС (Сахалин-Магадан-Камчатка, Камчатка-Чукотка, Сахалин-Курильские острова, Кингисепп-Калининград)", - рассказал корреспонденту ComNews представитель пресс-службы ПАО "Ростелеком".

В 2022 г. Алибек Индыкбаев рассказал, что Транскаспийскую ВОЛС будут строить два оператора связи: АО "Казахтелеком" (с казахстанской стороны) и AzerTelecom International (с азербайджанской стороны). Летом 2022 г. эти компании подписали документы о создании совместного предприятия для строительства и последующей эксплуатации линии, которая, как предполагалось на тот момент, уже в 2026 г. должна стать полноценной частью масштабного проекта "Цифровой Шелковый путь" (Digital Silk Way), обеспечивающей транзит данных между Европой и Азией.

В октябре 2023 г. Алибек Индыкбаев сообщил, что строительство ВОЛС по дну Каспийского моря между Казахстаном и Азербайджаном с последующим выходом в Европу планируется завершить к концу 2025 г. "Появление дополнительного международного транзитного коридора в перспективе позволит создать в Казахстане крупный международный телекоммуникационный хаб", - добавил Алибек Индыкбаев.

В сентябре 2024 г. планы по завершению строительства ВОЛС между Казахстаном и Азербайджаном в 2025 г. подтвердил заместитель председателя комитета телекоммуникаций министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (МЦРИАП РК) Олжас Кабенов.

"Цель данного проекта - создание альтернативного маршрута по выходу на Европу. На сегодняшний день стыки у нас идут через Россию по земле, поэтому данный маршрут выступит альтернативой в качестве действующего. Его перспектива в том, что он позволит нам увеличить транзитный потенциал страны в части пропуска трафика прямиком через Азербайджан и далее с выходом на Европейский континент", - отметил Олжас Кабенов.

В данный момент Казахстан и Азербайджан в качестве срока завершения строительства обозначают 2027 г.