Российский телеком между частотным сном и технологическим прыжком
В конце октября 2025 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) отменило приказ о проведении аукциона на частоты для сетей связи 5G. Торги в 2025 г. точно не состоятся, но есть вероятность их переноса на первую половину 2026 г. Тем временем к 2028 г. Южная Корея планирует запустить первые в мире коммерческие сети шестого поколения (6G). Стоит ли российским телеком-операторам вкладывать ресурсы в развитие 5G или уже пора обратить внимание на 6G.
Каждое поколение мобильной связи появлялось примерно раз в десять лет, сменяя предыдущее. Первое поколение (1G) начало использоваться в 1979 г., первым это сделала Япония. Второе поколение (2G): начало работать в 1991 г., первой была Финляндия. Третье поколение (3G): стало популярным в начале 2000-х годов. Четвертое поколение (4G) начало распространяться с 2009 г., когда впервые была использована мобильная сеть этого стандарта в Скандинавии. 5G (пятое поколение) - старт разработки и до расцвета пришелся на период 2012-2020 гг.
С самого начала разработчики задались вопросом: какое принципиально новое качество принесет 5G? Какую проблему на рынке он сможет решить, чего не может сделать LTE? В итоге разработчики пришли к выводу, что абонентам не нужен 5G. Им вполне достаточно текущих скоростей LTE.
Идеология 5G ориентирована на корпоративных, а не на частных пользователей. Так, стандарт сетей пятого поколения разработан с учетом их потребностей. Одна из ключевых функций - низкая задержка при передаче данных. Это важно для телемедицины, управления беспилотными автомобилями и других задач, где важна мгновенная реакция. Например, беспилотный автомобиль на скорости 200 км/ч должен реагировать за доли миллисекунд, чтобы избежать аварии. Также 5G используется в промышленности и других производственных процессах.
Одна базовая станция 5G может подключить к себе до 1 млн устройств, что в 10 раз больше возможностей 4G. Это важно для корпоративных клиентов, которым нужны датчики и сенсоры. Еще одна преимущественная функция 5G - динамическая нарезка спектра, позволяющая выделять гарантированные полосы для критически важных приложений.
Однако вместо продвижения 5G как корпоративной технологии, акцент по миру был сделан на потребительском рынке. В результате 5G не оправдал ожиданий: пользователи не заметили значительного улучшения скорости интернета, а операторы не смогли предложить существенные преимущества для абонентов.
В Казахстане, где 5G работает уже больше двух лет, пользователи часто отмечают, что скорость загрузки страниц в сетях 5G ниже, чем в сетях LTE в России. Даже если предположить, что 5G быстрее, абоненты продолжают платить одну абонентскую плату за 5G и LTE, так как их потребности в скорости не меняются.
Операторы связи, столкнувшись с необходимостью строить сети пятого поколения, встретились с удвоением затрат. Однако цены на услуги они повысили незначительно - в среднем на 10-20%.
В итоге операторы, вложившие огромные средства в покупку частот и оборудования, не получили ожидаемого увеличения количества абонентов. Кроме того, люди продолжали платить за услуги по прежним тарифам.
Важно отметить, что в 5G используются разные частотные диапазоны. Однако большинство из них - это так называемый "золотой" диапазон 3,4-3,8 ГГц, который считается наиболее перспективным. В России же на аукцион выставляются частоты 4,8-4,99 ГГц, которые относятся к высокочастотным, но менее распространены для построения сетей связи пятого поколения за пределами страны.
Чем выше частота, тем короче длина волны, и тем чаще нужно устанавливать базовые станции. Если в стандарте GSM одна базовая станция может охватить территорию радиусом около 20 километров, то в 5G базовая станция в диапазоне 3-4 ГГц будет охватывать лишь около 300 метров. Это означает, что для обеспечения такого же охвата, как в предыдущих поколениях, потребуется значительно больше базовых станций. Каждая из них стоит денег, и с каждым поколением сотовой связи расходы операторов на развертывание сети будут увеличиваться.
Так как 5G не предоставил принципиально нового качества услуг, операторы не получили ожидаемого роста доходов от частных абонентов. Однако B2B-функции, такие как малое время задержки, подключение большого количества устройств и динамическая нарезка спектра, начали появляться в первых версиях 5G гораздо позже.
B2B-клиенты не смогли воспользоваться этими функциями в первых сетях 5G, и ситуация не изменилась до сих пор. Хотя в Америке 5G имел успех, это было связано с особыми условиями. В небольших городах США до недавнего времени не было доступа к современным технологиям: кабельному телевидению, беспроводному интернету и другим сетям. Буквально пару лет назад многие американцы стали покупать устройства 5G не для использования в смартфоне, а для домашнего фиксированного доступа в интернет. Это позволило им получить более высокие скорости по сравнению с медным проводом, который использовался ранее. В результате 5G стал популярным в США. Что касается ситуации в мире, то она носит фрагментарный характер.
Россия не спешит внедрять 5G по иным причинам. В итоге это оказалось даже к лучшему. Операторы не вкладывали средства в оборудование и строительство сетей нового поколения. Их потери были бы огромны, а возврат инвестиций минимален. Однако, учитывая мировую неудачу технологии и высокие затраты на развертывание, решение отказаться от поспешного проведения аукциона со стороны государства было правильным.
Кроме того, диапазон частот 4,8-4,99 ГГц, который Минцифры планирует выставить на аукцион, имеет особенности. Во-первых, он является высокочастотным, что требует установки большего количества базовых станций. Во-вторых, этот диапазон не является стандартным для 5G и используется лишь как вспомогательный в нескольких странах, таких как Китай, Япония и Корея. Это означает, что в мире нет достаточного количества оборудования для работы в этом диапазоне.
Также стоит учесть, что на Всемирной конференции радиосвязи в 2019 г. было наложено ограничение на использование частот 4,8-4,99 ГГц в 300-километровой зоне вдоль сухопутной границы и в 450 км от морской границы (эти ограничения действуют для любой страны). Это означает, что операторы должны согласовывать строительство сетей с соседними странами. В РФ львиная доля-городов миллионников находится в пределах обозначенного расстояния (Например, Петербург, Краснодар, Волгоград, Самара, Ростов-на-Дону, Омск, Воронеж).
https://www.comnews.ru/content/211879/2020-12-03/2020-w49/mnogovariantnyy-5g
Учитывая эти факторы, решение Минцифры перенести сроки проведения аукциона и отказаться от требования использовать только отечественное оборудование было правильным. Это позволило избежать поспешных решений и учесть все возможные проблемы.
Чтобы аукцион по продаже частот 5G не провалился, государству следует предпринять конкретные меры. Важно вспомнить, что стандарт 5G предназначен был изначально не для частных лиц, а для бизнеса.
В России развитие 5G необходимо сосредоточить на B2B-секторе. Что это значит? Технология интернета вещей (IoT) LoRa (технология беспроводной связи, разработанная для создания сетей дальнего радиуса действия с низким энергопотреблением) работает по принципу базовых станций, но передает только небольшие объемы данных от различных датчиков с медленной скоростью. В 2015 г. французский оператор Bouygues Telecom объявил о создании сети LoRa с покрытием всей Франции. Но вскоре после этого на мобильном конгрессе в Барселоне стало известно, что под "покрытием всей Франции" компания имела в виду только те территории, где находились потенциальные пользователи сети - порты, аэропорты и логистические хабы. Это места, где B2B-клиенты используют интернет вещей для решения задач, связанных с логистикой, контролем и управлением.
Аналогичный подход стоит применить и к 5G в России. Вместо того, чтобы покрывать города-миллионники, нужно развернуть сети 5G в местах, где находятся промышленные активы: месторождения, заводы, логистические хабы и т.д. Это позволит использовать уникальные функции 5G, такие как малое время задержки при передаче информации.
Такой подход решит проблему ограничений на строительство вдоль границы, так как промышленные активы расположены в основном на севере и востоке России, а не на границе с соседними странами. Кроме того, это позволит избежать проблем с частотным диапазоном, так как для покрытия заводов или месторождений требуется гораздо меньше базовых станций, чем для города.
Важно также учесть, что при создании локальных сетей 5G нет необходимости в роуминге и обеспечении работы устройств на всей территории. Это делает такой подход более эффективным и экономически целесообразным.
Что касается количества лотов, то Минцифры изначально планировало распределить два лота частот между двумя операторами. Однако сейчас министерство предлагает разделить частоты на четыре лота. Это не совсем правильно. Во-первых, если ориентироваться на B2B-клиентов, то их не так много, и конкуренция четырех операторов ни к чему не приведет. Во-вторых, необходимо создать конкуренцию за уникальный природный ресурс - частоты. Каждая частота неповторима и невосполнима, в отличие от нефти или газа. Поэтому важно распределить частоты между ограниченным количеством операторов, чтобы обеспечить эффективное использование этого ресурса. Нужно сохранить два лота, чтобы подстегнуть конкуренцию за частоты. В отечественном B2B-сегменте нет такого большого рынка для всех четырех операторов.
В мире активно разрабатывают сети шестого поколения (6G). Организация 3GPP, занимающаяся разработкой сотовых стандартов по всему миру, базируется во Франции и обещает выпустить спецификацию 6G в 2027 г. Остается подождать год-полтора. Некоторые технологически развитые страны, например Южная Корея, планируют запустить первые коммерческие сети 6G уже в 2028-2030 гг. Если аукцион 5G в России состоится в будущем году, он вряд ли пройдет в январе или феврале. Скорее всего, это будет середина года.
После выигрыша операторы закупят оборудование, привезут его, установят, настроят. По самым оптимистичным прогнозам, первые сети 5G в России появятся не раньше начала 2027 г. А к тому времени в мире уже будет 6G. Получается, операторы будут вкладываться в технологию, которая скоро устареет. Поэтому нет смысла тратить большие ресурсы на развертывание сетей пятого поколения.
Если уж и делать ставку на новые стандарты, то лучше сосредоточиться на 6G для граждан. А если говорить про 5G, то лучше и выгоднее взять фокус на B2B.
Так исторически складывалось, что в России все частоты всегда были в распоряжении военных и спецслужб, проще говоря, государства. Если мы хотим, чтобы Россия шла в ногу с передовым миром и внедряла сети шестого поколения, то уже сейчас нужно начинать расчищать частоты для 6G. Эта задача масштабная, но необходимая для развития технологий. Минцифры должно готовиться к запуску сетей шестого поколения, чтобы Россия не отстала в технологическом прогрессе.