Москва ТЕЛЕКОМ

"МегаФон" первым установил базовую станцию вдоль федеральной трассы

Источник: ComNews

ПАО "МегаФон" разместило базовую станцию в полосе отвода федеральной трассы в Татарстане. По данным оператора, ранее на участке трассы М-12 рядом с поселком Верхние Пинячи был нестабильный сигнал, а теперь с появлением базовой станции в пределах полосы отвода в этом месте стало качественное покрытие сетью.

"Выбор локации продиктован реальной потребностью в связи - трасса становится более востребованной. На всей ее протяженности за последний год потребление мобильного трафика выросло на 34%", - отметила пресс-служба "МегаФона".

Полоса отвода автодороги - это территория, предназначенная для размещения как самой трассы, так и объектов дорожного сервиса (заправочных станций, придорожных магазинов и кафе и т. д.). До принятия поправок в 257‑ФЗ "Об автомобильных дорогах…" строительство телеком-объектов в полосах отвода было возможно только на платных участках трасс, что ограничивало развитие инфраструктуры связи.

"В результате операторы были вынуждены строить базовые станции на расстоянии 200 м и более от дороги. Это создавало дополнительные сложности при согласовании площадок с собственниками земли и мешало обеспечить прямую видимость между оборудованием операторов и устройствами пользователей - возникали препятствия в виде холмистого рельефа или находящихся рядом населенных пунктов, где устройства жителей также нагружали сеть", - добавил представитель пресс-службы "МегаФона".

https://www.comnews.ru/content/240101/2025-07-10/2025-w28/1008/gosduma-vnesla-popravki-zakony-o-svyazi-i-ob-avtodorogakh

"Теперь, с учетом новых норм, "МегаФон" планирует строить объекты связи в полосах отвода на 90% федеральных трасс", - заявила пресс-служба оператора.

"До конца года мы планируем построить и модернизировать несколько сотен базовых станций, а до 2031 г. - более 1400. Это позволит сделать связь устойчивой и доступной даже на самых протяженных и удаленных от поселений участках автодорог", - отметил директор департамента реализации проектов инфраструктуры "МегаФона" Сергей Сорокин.

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) тоже планирует и прорабатывает установку ряда базовых станций в полосах отвода, как сообщила пресс-служба оператора корреспонденту ComNews.

Однако, как отмечает пресс-служба МТС, принятие закона не решило полностью проблему получения разрешений на размещение. "Есть отдельные случаи с организациями, которые под разными предлогами препятствуют размещению антенно-мачтовых сооружений в полосах отвода федеральных автодорог", - рассказала пресс-служба МТС.

"Мы имеем как положительные решения, так и отрицательные. Например, получали официальные отказы в выдаче технических условий на установку базовых станций, получении разрешительной документации. В некоторых случаях отказы в выделении землеотводов мотивировались необходимостью внесения поправок в профильное законодательство под ведомством Министерства транспорта РФ", - рассказал представитель пресс-службы МТС.

Размещение базовой станции в полосе отвода дороги позволяет покрыть наибольшую длину участка дороги и обеспечить пользователю стабильный сигнал. Смещение опоры на 1 км от дорожного полотна приводит к уменьшению покрываемого участка минимум на 30%, на 2,5 км - минимум на 70%, и, соответственно, к снижению уровня сигнала.

Как отмечает пресс-служба МТС, проблема с присоединением к электросетям остается - на многих участках трасс такой возможности все еще нет.

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, заработавшая норма по размещению БС непосредственно вдоль автодорог решает проблему покрытия дорог сетями связи, хоть и частично. "Закон не запрещал операторам размещать БС вдоль дорог напрямую, но всегда возникали проблемы: с землеотводом, коммерческими условиями. Раньше дорожники зачастую не пускали операторов на инфраструктуру или взимали за это необоснованную высокую плату", - объяснил он.

Теперь, как отмечает Эльдар Муртазин, вдоль трасс можно установить большое количество базовых станций, и это, по его мнению, движение в правильном направлении.

Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов считает, что практическое использование полосы отвода федеральной трассы - позитивная новость, тем более что процесс продолжится.

"Вместе с тем, главная проблема - отсутствие доступа электроэнергии на многих участках, подведение магистрали невыгодно энергетикам, использование генераторов - операторам. Проблему можно решить только совместными усилиями, и вряд ли это удастся сделать без участия государства", - добавил он.

Эльдар Муртазин среди проблем, помимо отсутствия электросети на многих участках дороги, также отметил вандализм и воровство: "Площадка для БС должна быть не очень далеко от трассы, с электричеством и в идеале - охраняемая".