До каких ТОР! Счетная палата оценила работу цифровой платформы в сфере спорта
В заключении ведомства сказано, что средства федерального бюджета, направленные в 2023-2025 годах на создание, развитие и содержание информационных ресурсов в сфере физкультуры и спорта, использованы недостаточно эффективно.
Публикация Счетной палаты 11 ноября 2025 г. фактически совпала с проведением тематической сессии о цифровой трансформации спорта на XIII форуме "Россия спортивная держава" (РСД), проходившем в Самаре 5-7 ноября. На сессии "Цифровая трансформация спорта" итогами проделанной работы поделились чиновники из Минспорта РФ, а планами на будущее - представители Минцифры РФ. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) анонсировало целую серию цифровых проектов.
Дискуссии последних двух лет ведутся вокруг темы будущего федеральной государственной системы (ГИС) "Спорт" и создания типового отраслевого решения для регионов (ТОР). ТОР должен был появиться в 2025 г., но планы его запуска сместились на 2026 г. Факты, озвученные Минспортом и Минцифрой России на сессии в Самаре, были достаточно противоречивы. АИС "Мой спорт", некогда частная информсистема, созданная за счет негосударственных инвестиций, перешла в государственную собственность, но при этом сама по себе в квалификации информсистем государственной не стала. Хотя периодически АИС "Мой спорт" называют, без приведения официальных документов, региональным сегментом ГИС "Спорт".
На форуме РСД 2025 Минцифры и Минспорта РФ вновь презентовали будущую модель федеральной системы и ее регионального компонента, а также указали, что ведется большая подготовительная работа для запуска типового решения в следующем году.
Заместитель министра спорта России Алексей Морозов представил статистику работы ГИС, которую Счетная палата через пять дней назовет неполноценной. Он анонсировал создание личных кабинетов для разных категорий пользователей, федераций, тренеров, органов власти, хотя даже при небрежном просмотре почти всех работающих в спорте программных продуктов невооруженным глазом можно рассмотреть наличие этих самых кабинетов. Проблема скорее, в обратном, - их слишком много, и их количество стоит сократить. В завершении выступления Алексея Морозова был продемонстрирован видеоролик с сервисами платформы и ее достижениями.
Директор департамента развития сервисов и клиентского опыта Минцифры России Андрей Ульянов обозначил "боли", в их числе - отсутствие прозрачности в присвоении разрядов, хотя за полчаса до него в видеоролике от Минспорта было наглядно показано, как ГИС "Спорт" начинает справляться и с этим.
Следующая "боль", озвученная Андреем Ульяновым – отсутствие онлайн-окна для записи в спортшколу, хотя опять же за полчаса до его выступления в проморолике Минспорта даже прозвучала цифра: через сервисы ГИС "Спорт" прошло свыше 400 тыс. заявок на запись в спортшколы.
Представитель Минцифры также выразил надежду, что в скором времени на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) появится вкладка "Спорт", где можно будет записаться в секцию, к конкретному тренеру, а результаты и содержание тренировок всегда будут под рукой. На секции был озвучен план внедрения типового решения: в 2026 году охватить 70 регионов, а в 2027 году довести их количество до 80. Какие девять оставшихся регионов не постигнет эксперимент с типизацией - пока загадка.
Список субъектов РФ, внедривших региональные системы в отрасли физической культуры и спорта (ФКиС), на которые будут направленны особые усилия Минцифры РФ для достижения озвученных показателей:
- Санкт-Петербург
- Москва
- Тульская область
- Ярославская область
- Севастополь
- Пермский край
- Кемеровская область
- Новосибирская область
- Красноярский край
- Тюменская область
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ханты-Мансийский автономный округ
- Сахалинская область
Слушатели сессии "Цифровая трансформация спорта" на РСД 2025 после ее окончания задавались в кулуарах вопросом о том, что нового даст ТОР из того, что регионы и пользователи до сих пор не знали? Что увидят пользователи из того, что они раньше не видели, в рамках уже созданных проектов?
Юридическая и техническая конструкция ТОР, в том виде как ее сейчас представляют, не позволяет точно определить ее роль и организационную форму. Неоднократно подчеркивалось на публике, что ТОР в области физкультуры и спорта - это сегмент ГИС "Спорт", его региональная компонента. Иными словами, ГИС "Спорт" - одна единая система, имеющая региональный интерфейс для определенной категории пользователей в субъектах РФ. А если исходить из принципа однократности ввода информации и входа в цифровой ресурс через один личный кабинет, то получается, что и технически, и по факту есть только одна ГИС "Спорт", а чем там пользуется региональный сотрудник - сегментом или не сегментом - ему не важно: он авторизуется в ГИС "Спорт". А если не так, то такому региональному пользователю придется завести два аккаунта и два личных кабинета для ФГИС и ТОР?
Хотя возможно, что речь идет не о создании ТОР в области физкультуры и спорта, с функционалом, который и так в большей части есть в системах различных разработчиков, а о доработке ГИС "Спорт" - в части добавления новых сервисов и функций пользователям этой системы в регионах.
Редакция ComNews направила запросы в федеральные министерства - Минцифры и в Минспорта, на момент публикации материала содержательных ответов от них не поступило.
Госденьги счет любят
В контексте прозвучавших на РСД выступлений резонансно звучит аргументация из заключения Счетной палаты по поводу развития информационных ресурсов в сфере спорта. В сообщении сказано, что в 2021-2025 годах расходы федерального бюджета на создание, развитие и техподдержку ФГИС "Спорт" составили 1,1 млрд руб. Система введена в эксплуатацию с 31 октября 2022 года, однако законодательная база для ее использования до сих пор не создана.
Кроме того, внедрение этой ФГИС пока не решило задачу повышения достоверности данных о "доле граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом" и "уровне обеспеченности населения спортивными сооружениями". Как и ранее, расчет показателей производится на основании форм статистической отчетности, обрабатываемых Минспортом России.
Помимо недостатков функционирования ФГИС, проверка Счетной палаты также выявила признаки завышения стоимости ее создания: задвоение отдельных работ в госконтрактах на техподдержку и развитие системы; нереалистичные сроки выполнения работ по субподрядному договору на разработку программного обеспечения.
В начале 2025 г. издание "Ведомости" сообщило, что объем вложений частного инвестора (Volga Group предпринимателя Геннадия Тимченко) в развитие АИС "Мой спорт" составил 1,5 млрд руб. Если учесть, что сейчас АИС "Мой спорт" позиционируется как региональный сегмент ГИС "Спорт", то путем банального сложения можно получить цифру в 2,6 млрд руб. частных и бюджетных расходов на системы цифровизации бюджетного сектора спортивных школ и управления отчетностью, которыми теперь владеет государство. Должна ли быть система за 2,6 млрд руб. эффективной, хотя бы и с таким количеством пользователей?
Еще вопрос возникает к параметру, приведенному Счетной палатой по 78 регионам, где созданы региональные информсистемы. На самом ли деле региональные информационные системы в 78 субъектах Федерации введены в промышленную эксплуатацию или основания и статус их использования гораздо более разнообразный? Но этот факт, видимо, не являлся предметом исследования контрольного ведомства.
Нужны не технологии, а конкурентные преимущества
Заместитель руководителя ФМБА Николай Лишин озвучил перспективу создания "большого федерального регистра здоровья российских спортсменов", для целей которого будет решена задача интеграции с 89 регионами, позволяющая получать данные диспансеризации, настроить сотрудничество со всеми спортивными федерациями, чтобы в конечном итоге заниматься профилактикой здоровья спортсмена на этапе их подготовки, а не только лечения.
Уже сейчас агентство пилотирует совместные проекты в 9 регионах России, а также в федерации гимнастики.
Николай Лишин сообщил, что в Национальном центре спортивной медицины должны будут собраны все медико-биологические профили спортсмена. В соответствии с ними будет прогнозироваться физическое состояние атлетов для вывода их на оптимальные спортивные результаты – с этой целью планируется применить современные технологии, в том числе и связанные с искусственным интеллектом. Представитель ФМБА обещал оснастить тренеров системами подсказки для принятия решений, а также обеспечить предиктивную аналитику о здоровье занимающихся. Николай Лишин сравнил создание паспорта здоровья спортсмена с цифровым профилем Минспорта РФ, хотя непонятно, почему не создать единый профиль.
Также замруководителя ФМБА пообещал внедрить технологию дистанционной диагностики спортсмена, которая позволит оказать ему помощь силами лучших врачей в любом месте – в какой бы стране или городе он не выступал. В Национальном центре спортивной медицины учрежден специальный центр компетенций, который, по словам Николая Лишина, с помощью цифровых технологий "раскинет свои щупальца по всему миру", чтобы помогать участникам соревнований. В списке задач ведомства находится и разработка серии носимых устройств для передачи медицинских данных, хотя неясно, чем не угодили действующие российские производители, не первый год продающие на рынке датчики и даже, наверняка, получавшие на их разработку государственные гранты?
ФМБА и ранее занималось медицинским обеспечением членов сборных команд, но только общефедеральных, теперь же в перечень функционала этого ведомства добавилась работа по сопровождению участников и региональных сборных. Среди результатов пилота будет проверка достоверности допуска спортсмена к старту - через специальный QR-код, поступающий в информационную систему региона.
В свете дискуссии на РСД 2025 следует упомянуть существующую аналитическую площадку, которая называется Единый методический информационный ресурс Министерства спорта РФ (ЕМИР). Уже сейчас этот ресурс собирает данные, доступные для анализа; на нем можно ознакомиться с информацией, сгруппированной по разным признакам и индикаторам, посмотреть аналитические сводки. Можно дискутировать по поводу чистоты и качества используемых в ЕМИР данных, но участники дискуссии на РСД 2025 говорили об отсутствии внимание к аналитике и необходимости обязательно создавать новые АИС.
По сути ЕМИР должен быть компонентом ГИС "Спорт" в части визуализации поступающих в него данных. Теперь непонятно, как должен работать ЕМИР в качестве аналитической платформы Минспорта РФ, если исходные данные уйдут в ведение Минцифры РФ.
Первая десятка регионов России с максимальной долей граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом в возрасте от 3 до 79 лет.
%img-1%
Big Data в российской отрасли ФКиС, 2024 г.
%img-2%
Двойное дно
Заместитель руководителя цифровой трансформации Комитета по физической культуре и спорту правительства Санкт-Петербурга Татьяна Ермош в выступлении на РСД-2025 озвучила просьбу региональных коллег, которые попросили ее воспользоваться присутствием на авторитетной площадке и донести до участников общее беспокойство. Речь идет о спортсменах, не занимающихся в бюджетных учреждениях, информацию о которых вносят в ГИС, а о тех, что посещают частные школы и организации не по профилю спортивной подготовки. Таких спортсменов очень много, но внятной и последовательной политики включения их в общее информационное физкультурно-спортивное пространство пока нет.
Еще одна проблема, которую выделила Татьяна Ермош, касается передачи данных в ГИС "Спорт". Специально для ее взаимодействия с региональными системами несколько лет назад были опубликованы виды сведений, по которым должен идти обмен данными, но в итоге все свелось к двойному вводу данных со стороны спортивных школ: первый - в региональную систему, второй - в федеральную ГИС. Специалист попросила обратить внимание и на передачу данных в государственную систему воинского учета, которая в этом году фактически производилась в полуручном режиме и минуя единый информационный ресурс Минспорта России.
Итог мероприятия подвели неслучайные наблюдатели из зала. Конечно, ничто не давало повода усомниться в услышанном, но некоторые слушатели перешептывались о том, что не надо технологий ради самих технологий – они нужны лишь для того, получить новые преимущества и выйти на новые показатели эффективности.