Москва ТЕЛЕКОМ

Не сходится по закону, товарищ Роскомнадзор

Не сходится по закону, товарищ Роскомнадзор

Источник: ComNews

Об этом 28 ноября сообщил начальник управления контроля и надзора в сфере связи Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) Максим Прыткин в официальном ответе ведомства автору Telegram-канала "Обратная сторона телекома (Dark Side of Telecom)" Ярославу Дубовикову, который обратился с обжалованием решения службы об отказе применения штрафа по отношению к ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн").

Ранее, 2 октября заместитель руководителя управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Татьяна Халчева ответила в письме автору обращения, что автоматизированная информационная система "Билайна", использующая Telegram-бота, в рамках диалога запрашивала сведения о договоре (номер договора и номер телефона) с целью предоставлении лично автору обращения информации по договору, а также предлагала подобрать оптимальные решения для бизнеса лично, а не неограниченному кругу лиц.

Исходя из ответа Татьяны Халчевой, сервис предоставления персональной информации посредством Telegram-бота в мессенджере Telegram не является информированием в контексте положений пункта 17 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" и Федерального закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ.

Хотя законом предусмотрено, что с 1 июня 2025 г. запрет действует на использование иностранных мессенджеров для информирования граждан и общения с клиентами органов государственной власти и госучреждений, Центробанка и участников финансового рынка (банков, брокеров, страховщиков, НПФ, МФО, ломбардов и пр.), операторов цифровых платформ, связи и финансовых активов, организаторов торгов и владельцев маркетплейсов. Под запрет попадают, в частности, WhatsApp, Telegram, Viber, WeChat, Microsoft Teams, Threema. В случае установления подобного нарушения юридическому лицу грозит штраф от 100 тыс. до 700 тыс. руб.

10 июня 2025 г. Министерство цифрового развития РФ (Минцифры) опубликовало Письмо П12-11425-ОГ, в котором разъяснило, как применять запрет на использование иностранных мессенджеров для информирования граждан согласно статье 15 Закона 41-ФЗ (вступил в силу 1 апреля 2025 г.).

Заместитель директора департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Александр Горовенко рассказал, что в соответствии с указанной нормой для указанных субъектов устанавливается запрет на использование сервисов обмена мгновенными сообщениями, принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам, в целях взаимодействия с гражданами посредством направления электронных сообщений при осуществлении должностных полномочий.

"Учитывая изложенное, запрещается любое прямое взаимодействие с гражданами и юридическими лицами с использованием указанных сервисов обмена мгновенными сообщениями, в том числе по инициативе граждан и юридических лиц. При этом, например, допускается ведение Telegram-каналов, в целях размещения общедоступной информации, без возможности прямого взаимодействия с гражданами и юридическими лицами посредством направления ответов на комментарии или реакции. Одновременно отмечаем, что под информированием в рамках вышеуказанной нормы следует понимать направление электронных сообщений, адресованных конкретному физическому или юридическому лицу", - сказано в ответе Александра Горовенко.

https://www.comnews.ru/content/242659/2025-11-28/2025-w48/1009/mincifry-rekomendovalo-gosorganam-pereyti-max-do-1-yanvarya-2026-goda

Представители пресс-службы Минцифры и "Билайна" не ответили на вопросы корреспондента ComNews. Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" сообщил, что оператор не использует зарубежные мессенджеры для коммуникации с клиентами.

Представитель пресс-службы ООО "Т2 Мобайл" (Т2) поведал, что оператор не обслуживает клиентов в иностранных мессенджерах, поскольку с 1 апреля 2025 г. прекратил сервисные операции в Telegram в соответствии с новым законодательством, а также еще в 2022 г. – в WhatsApp* (принадлежит экстремистской компании Meta).

"Многоканальность дистанционной поддержки позволила легко перераспределить потоки запросов клиентов в пользу других каналов обслуживания. Более того, входящие обращения в мессенджерах были немногочисленны, поэтому невозможность их использовать не повлияла на качество сервиса. Востребованный цифровой канал общения – чат-бот, доступный через сайт и приложение. Если в 2020 г. лишь 5% клиентов решали вопросы с помощью чат-бота, то по итогам прошлого года этот показатель составил 42%", - отметил представитель пресс-службы Т2.

Представитель пресс-службы ООО "РВБ" (Wildberries&Russ) рассказал, что маркетплейс уже взаимодействует с клиентами и партнерами через собственные сервисы (приложение) и максимально исключил из процессов иностранные мессенджеры.

Независимый финансовый советник Елена Савина ожидает, что правовая неопределенность сохранится и в начале 2026 г., но будет постепенно сглаживаться за счет разъяснений и, возможно, точечных поправок По ее мнению, сфера цифровых коммуникаций регулируется очень динамично: "Закон № 41-ФЗ лишь часть общей стратегии по обеспечению цифрового суверенитета и защиты данных. Не стоит ожидать в будущем, что регулирование смягчится. Напротив, история с поэтапной блокировкой WhatsApp показывает последовательность властей в давлении на иностранные сервисы. Это сигнал всему рынку. Текущая ситуация служит мощным катализатором для двух взаимосвязанных процессов: болезненной трансформации бизнес-коммуникаций и бурного роста отечественного рынка мессенджеров".

https://www.comnews.ru/content/242625/2025-11-28/2025-w48/1008/staraya-pesnya-o-glavnom-razgovory-o-blokirovke-whatsapp-nachalis-snova