Москва ТЕЛЕКОМ

Налоговые льготы для ИT после 2025 года: акцент сместится на реальные результаты

Налоговые льготы для ИT после 2025 года: акцент сместится на реальные результаты

Источник: ComNews

Эксперт в области технологий информационного моделирования (ТИМ) компании "СиСофт Девелопмент" и доцент УУНИТ Виталий Котельников – о том, как грядущий переход от массовых преференций к адресной поддержке изменит ландшафт отечественной ИT-отрасли и какие стратегии будут наиболее эффективны для разработчиков.

Период с 2021 по 2024 год по праву можно назвать "золотым веком" государственной поддержки российской ИT-индустрии. Сниженная до 7,6% ставка страховых взносов и нулевой налог на прибыль создали беспрецедентные условия для роста. Для нас, разработчиков сложного софта в области технологий информационного моделирования (ТИМ), эти меры стали катализатором, позволившим резко нарастить инвестиции в исследования и разработки (R&D) и сохранить ключевые команды в условиях глобальной турбулентности и жесткой конкуренции за кадры.

Однако 2026 год неумолимо приближается, и вектор государственной поддержки кардинально меняется. Как эксперт в области ТИМ компании "СиСофт Девелопмент" и доцент Уфимского университета науки и технологий (УУНИТ) я вижу в этих изменениях не столько угрозу, сколько закономерную эволюцию и новое окно возможностей для организаций, которые создают измеримую технологическую ценность для экономики страны.

Эпоха адресности: почему "ковровые" льготы уходят в прошлое

Ключевой тренд, который мы наблюдаем в решениях регулятора, – это осознанный уход от горизонтальных, "ковровых" льгот для всей аккредитованной ИT-индустрии. Государство, выполнив задачу по общей стабилизации и стимулированию сектора, закономерно переходит к модели точечного, адресного стимулирования. Ресурсы будут направляться в те направления, которые напрямую определяют технологический суверенитет и импортозамещение в критических отраслях, таких как строительство, промышленность, энергетика и ЖКХ.

Для разработчиков решений в области ТИМ этот сигнал можно расценивать как позитивный. Наши продукты – не просто программное обеспечение, а основа для цифровой трансформации одной из самых консервативных, капиталоемких и стратегически важных отраслей – строительства. Цифровой двойник объекта капитального строительства, созданный в отечественной ТИМ-платформе, – это критическая инфраструктура, обеспечивающая управление всем жизненным циклом объекта: от концепции до утилизации. Таким образом, наша отрасль изначально соответствует новым государственным приоритетам.

Три столба новой системы льгот: на что делать ставку с 2026 года

Анализируя заявления представителей Минцифры и Минэкономразвития, можно выделить три основных направления, которые будут определять доступ к налоговым преференциям в новой реальности.

1. R&D как главный налоговый актив и мера зрелости компании

Основным инструментом налоговой оптимизации для ИT-компаний, скорее всего, останется и будет увеличен вычет по налогу на прибыль на исследования и разработки. Уже сегодня этот механизм позволяет признать в расходах 150% затрат на НИОКР. В перспективе мы можем увидеть дифференциацию: например, увеличение коэффициента до 2.0 или даже до 3.0 для компаний, работающих над проектами, включенными в перечни приоритетных направлений научно-технологического развития РФ.

2. Экспорт и импортозамещение: льготы как награда за результат

Государство будет поощрять компании, которые доказывают свою эффективность не на бумаге, а на рынке. Создание востребованного софта, который не просто замещает иностранные аналоги, а превосходит их по функционалу и надежности для специфических условий российской действительности, – это первый ключевой критерий. Второй, еще более весомый, – успешный экспорт.

Успешный вывод российской ТИМ-платформы на международные рынки – мощный сигнал. Это не просто валютная выручка, а демонстрация глобальной конкурентоспособности российских ИT-решений в одной из самых сложных технологических ниш. В данном контексте логично ожидать появления отдельных мер поддержки, таких как освобождение от НДС при экспорте услуг или создание специального института экспортных кредитов для ИT-компаний.

3. Проектный подход: льгота под задачу

Вероятен сценарий, при котором льготы будут привязаны не к общему статусу аккредитованной ИT-компании, а к ее участию в конкретных стратегических инициативах. Например, разработка и внедрение программных модулей для Единой государственной цифровой платформы в строительстве (ЕГППС), создание отечественных геоинформационных систем (ГИС) или CAD-ядер, полностью свободных от иностранных технологий, могут стать основанием для получения специального налогового режима или гранта. Это заставит компании быть более гибкими и активными в диалоге с государством и реальным сектором экономики.

Взгляд из вуза: кадровый резерв как конкурентное преимущество

Как доцент УУНИТ я не могу обойти стороной кадровый вопрос, который напрямую связан с будущими критериями поддержки. Ужесточение требований к аккредитации, вероятно, затронет не только финансовые и экономические показатели, но и кадровую политику компаний. От бизнеса будут ждать более активного и системного участия в подготовке специалистов.

Совместные проекты вузов и ИT-компаний, создание базовых кафедр, разработка образовательных программ под конкретные технологические вызовы – все это имеет шанс превратиться из области корпоративной социальной ответственности в реальное конкурентное преимущество и фактор, учитываемый государством при предоставлении мер поддержки. Для ТИМ-отрасли, остро нуждающейся в уникальных специалистах-"гибридах" на стыке программирования, строительства, математического моделирования и проектного управления, это вопрос выживания и роста. Мы в УУНИТ, например, уже видим растущий запрос от компаний на создание таких интегрированных магистерских программ.

Стратегические шаги для подготовки к 2026 году

У компаний еще есть время для стратегического маневра. Чтобы не просто сохранить, но и упрочить свои позиции в новой системе координат, я рекомендую следующее.

  1. Провести глубокий аудит R&D-деятельности. Формализовать и начать скрупулезно документировать все процессы, связанные с исследованиями и разработками. Это касается как успешных проектов, так и закономерных неудач – в R&D отрицательный результат тоже является результатом.
  2. Начать диалог с государственными институтами развития и отраслевыми ассоциациями. Необходимо активно участвовать в формировании дорожных карт и технических заданий для стратегических проектов в своей области. Нужно не ждать готовых условий, а помогать их формировать.
  3. Инвестировать в образовательную инфраструктуру. Выстраивать долгосрочную кадровую политику, создавая программы стажировок, поддерживая студенческие конкурсы и открывая совместные с вузами лаборатории. Цифровая экономика держится на триаде "бизнес-вуз-государство".
  4. Разрабатывать продукты с прицелом на глобальный рынок. Уже на этапе проектирования архитектуры нового продукта закладывать возможности для его локализации и адаптации под стандарты других стран.

Налоговые льготы для ИT-компаний после 2025 года не исчезнут, но трансформируются. Они перестанут быть безвозмездной субсидией и станут целевыми инвестициями государства в компании-лидеры, способные доказать свой вклад в технологический суверенитет и экономическую безопасность России. Это история про взросление отрасли и ее ответственность.

И у сообщества специалистов по технологиям информационного моделирования, находящегося на острие цифровизации реального сектора экономики, есть все шансы занять одну из лидирующих позиций в этой новой, более зрелой экосистеме.