"Яндекс", прости. Нам не по пути
Водители требовали снизить комиссию платформы, предоставить доступ к конечной точке маршрута клиента без дополнительной платы и повысить минимальную стоимость поездок.
Таксистов не устраивает ситуация, когда с них взимают огромные комиссии. В соцсетях они обсуждали возможность всероссийской забастовки, запланированной на 15 декабря. В Telegram-канале "Водители Такси | ЯНДЕКС СТОП", который создан 8 декабря и посвящен забастовке, авторы канала объявили о возможности повторения акции 25 и 30 декабря.
"Мы не призываем к митингам в городах и нарушению законодательства РФ. Поступают предложения собрать как можно больше водителей и курьеров, а потом сделать еще раз хороший такой выходной. Наша цель - собрать здесь 20 тыс. участников. Мы достаточно быстро собрали 2000 человек, и за это спасибо только вам", - указано в описании и в одном из сообщений канала.
Администратор канала проанализировал финансовые показатели "Яндекса" и предоставил актуальные данные на 31 октября 2025 г.: "Выручка сегмента "Райдтех" (такси и каршеринг) увеличилась на 25,4%, что составило 202,2 млрд руб. Это означает, что за неполный год компания заработала 200 млрд руб., что на 25% больше, чем в предыдущем году. Акции компании выросли на 9,36% и достигли стоимости почти 4000 руб. за акцию. В целом финансовые результаты "Яндекса" за последний год выглядят очень перспективно".
Об основных претензиях к агрегатору "Бизнес ФМ" рассказал московский водитель Сергей - он еще и администратор чата таксистов в Telegram с 12 тыс. участников: "Главная проблема - это "Яндекс". Сервис берет комиссию за обработку заказов, которая может достигать 28% в зависимости от класса автомобиля. К этому добавляется еще 9%, если таксист работает в своем районе, и еще 9%, если заказ получен по пути, например, на работу или по личным делам. За возможность видеть точку назначения пассажира при получении заказа водитель должен платить дополнительно 4%".
Водители считают, что комиссия агрегатора в 10% является справедливой. Также они требуют повысить минимальную стоимость заказа, чтобы исключить поездки по низким тарифам, как, например, за 79 руб. Один из активистов пояснил это требование. Сергей провел опрос в чате, и результаты разделились почти поровну: 55% водителей заявили, что не выйдут на линию 15 декабря, а 45% либо еще не определились, либо точно будут работать в этот день.
Представитель пресс-службы "Яндекса" воздержался от комментариев. Представитель пресс-службы такси "Максим" заявил, что ситуация c забастовкой не сказалась глобально на сфере такси: "Протесты водителей никогда не были ни массовыми, ни результативными".
По мнению представителя пресс-службы такси "Максим", в России массовая акция протеста водителей невозможна по нескольким причинам: "Такси - это индивидуальная деятельность. Водители являются не коллегами, а конкурентами между собой. И если некая группа активистов не выполняет заказы, их выполняет большинство остальных, кого устраивают условия. Если все профессиональные водители приостановят деятельность, заказы заберут частные водители, подрабатывающие на личных автомобилях. Во многих регионах на долю таких частников приходится от 80% до 100% совершаемых поездок".
Представитель пресс-службы такси "Максим" отметил, что в крупных городах с таксопарками водители арендуют автомобили, они должны заработать на арендную плату таксопарку, поэтому не могут позволить себе простои.
"В сервисе "Максим" комиссия от 5%. Средний размер комиссии, которым пользуется большинство наших партнеров-водителей, - 12,4%. При этом водителям всегда и безусловно видна вся информация о заказе, в том числе конечная точка маршрута и цена," - сообщил представитель пресс-службы такси "Максим".
Вчера, 15 декабря, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина не заметила повышенного спроса на такси: "Это может говорить о том, что водителей на линии было достаточно. Количество водителей напрямую влияет на цену услуг и заработок таксистов. Другие факторы, такие как пробки, осадки и т.д., тоже играют роль. Например, новые требования по локализации в такси могут сократить количество предложений на рынке, по оценкам экспертов".
Как отметила Ольга Федоткина, эффективность забастовки неоднозначна - это палка о двух концах: "Есть более конструктивные формы диалога, на мой взгляд, с помощью которых возможно достигнуть решения без социального напряжения. Ведь в конечном итоге это все отразится не только на участниках самих волнений, но и может вызвать социальное напряжение у пользователей, особенно в предновогодний сезон".
Источник в сфере такси поделился мнением, как можно остановить монополию "Яндекса": "Мы анализируем рынок такси в контексте сложившейся монополии. Один игрок контролирует большую часть заказов и водителей. Это дает ему возможность устанавливать правила. Мы видим это в завышенных комиссиях, практике заказов по 79 руб. и платных базовых функциях, таких как просмотр точки "Б". Это негативно влияет на доход водителей и подрывает стабильность отрасли".
Как считает источник в сфере такси, в таких условиях фокус регулятора должен быть направлен на создание здоровой конкурентной среды как единственного способа сбалансировать рынок. Только реальная конкуренция между агрегаторами за водителей, основанная на выгодных экономических условиях и качестве сервиса, заставит всех участников считаться с партнерами.
Для этого необходимы конкретные меры:
1. Прозрачность алгоритмов и тарифов. Обязательное раскрытие для водителей принципов распределения заказов, формирования динамического ценообразования и структуры комиссии. Это позволит водителям объективно сравнивать условия на разных платформах.
2. Противодействие антиконкурентным практикам. Предотвращение ограничений для водителей на работу с несколькими агрегаторами одновременно (мультиаппинг), а также недобросовестного использования данных для блокировок или дискриминации.
3. Защита прав водителей как самостоятельных экономических агентов. Установление четких правил взаимоотношений "платформа - партнер", включая прозрачные основания для отключений и механизмы разрешения споров.
"Именно здоровая конкуренция, а не директивное регулирование отдельной компании создаст основу для устойчивого рынка, где водители смогут нормально зарабатывать, а пассажиры - получать качественный сервис по справедливой цене", - считает источник в сфере такси.