Москва ТЕЛЕКОМ

Разблокировка с разМАХом

Разблокировка с разМАХом

Источник: ComNews

Вчера, 18 декабря, в Telegram-канале Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) появилось сообщение о том, что если аккаунт гражданина на "Госуслугах" заморожен на 72 часа из-за подозрительной активности, то гражданин может восстановить полный доступ к услугам досрочно. Раньше это можно было сделать только очно в МФЦ.

Аккаунты замораживаются только в случае подозрительной активности. Эта мера применяется государством для защиты от мошенников с декабря 2024 г. Использовать цифровой ID в Мах для восстановления доступа к полному функционалу "Госуслуг" ранее чем через 72 часа - не обязательно. Пользователь может выбрать другой способ или дождаться, когда истечет период заморозки.

Обратного пути нет

Российский мессенджер Max появился 26 марта 2025 г. 15 июля 2025 г. премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил план по созданию и расширению многофункционального сервиса обмена данными на основе цифровой платформы MAX, которая уже функционирует как национальный мессенджер страны. Это произошло после того, как 24 июня 2025 г. Владимир Путин подписал Федеральный закон №156-ФЗ "О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

По данным на середину декабря, мессенджер Max достиг аудитории в 75 млн человек. В середине октября 2025 г. руководитель VK Владимир Кириенко сообщил, что россияне совершили более 6,5 миллионов входов на портал "Госуслуги" через платформу Max. В пресс-службе Минцифры не ответили на вопрос о новом показателе и на другие вопросы корреспондента ComNews.

(Не) Особо опасен

Коммерческий директор ООО "Код Безопасности" Федор Дбар говорит, что каких-либо глобальных угроз цифровой ID в мессенджере не несет: "Важно понимать, что в России существует более-менее гарантированная привязка паспорта человека к его мобильному номеру телефона, ведь у нас не может быть такого, что номер регистрируется на человека без документов. Соответственно, если Мах привязан к номеру телефона, то он также привязан и к паспортным данным, что дает достаточно оснований для идентификации пользователя. А раз мессенджер подконтролен государству, то предполагается, что вероятность вмешательства извне и подмена данных стремится к нулю. Таким образом Мах как второй фактор аутентификации может подтвердить, что действия на "Госуслугах" будет выполнять не мошенник, а владелец аккаунта".

Ведущий инженер АО "Корп Софт" (CorpSoft24) Михаил Сергеев отметил, что главный риск цифрового ID в мессенджере - это концентрация слишком большого объема данных в одном месте: "Если один сервис одновременно используется для общения, идентификации личности и доступа к госуслугам, то его взлом или сбой может иметь самые серьезные последствия. Даже при хорошей защите остается человеческий фактор: фишинг, подмена устройств, утеря телефона. У людей и так возникает тревога из-за возможного контроля и слежки, даже если формально это не осуществляется, а чем больше связей между сервисами, тем выше цена любой ошибки. Поэтому важно, чтобы у пользователя всегда был выбор и альтернативные способы доступа к госсервисам".

https://www.comnews.ru/content/242237/2025-11-10/2025-w46/1007/zakonu-odno-dele-drugoe

Как в других странах

Руководитель ИТ-подразделения агентства "Полилог" Людмила Богатырева поделилась информацией о том, существуют ли в других странах национальные мессенджеры, которые государство создало, создает или планирует создать по аналогии с российским проектом Max. Она отметила, что такие мессенджеры уже функционируют в Индии, Китае, Японии, Южной Корее, Вьетнаме и Казахстане. Однако мировой опыт показывает, что не все из них достигают широкой популярности. Ключевое отличие заключается в модели их развития.

Людмила Богатырева выделила две модели:

Первая — рыночная. Когда продукт становится массовым не из-за статуса, а потому что решает повседневные задачи удобнее конкурентов. Классические примеры — WeChat в Китае, LINE в Японии, KakaoTalk в Южной Корее, Zalo во Вьетнаме. Эти сервисы начинались как обычные мессенджеры, но со временем превратились в цифровую среду "все в одном": общение, платежи, сервисы, в том числе государственные. Государство здесь не навязывает, а подключается к уже популярной платформе.

Вторая модель - когда мессенджер создается или активно продвигается сверху, прежде всего для служебных и защищённых коммуникаций. Такие примеры есть в Индии (Sandes) и Казахстане (Aitu). Эти платформы хорошо работают внутри госструктур и организаций, но редко становятся повседневным выбором большинства граждан.

Независимый финансовый советник Елена Савина поведала, что национальный мессенджер VK Max это не уникальное российское явление: "По пути создания национальных мессенджеров идут многие страны. Это часть глобального тренда, где мессенджер перестает быть просто чатом, а превращается в стратегический инструмент контроля, безопасности и влияния. От Пекина до Парижа правительства стараясь противодействовать зависимости от американских ИТ-гигантов, вступают в гонку за создание цифрового коммуникационного продукта. В Европе - Франция и Германия создали мессенджеры для госорганов со сквозным шифрованием и хранением данных на национальных серверах. В Азии - Индия, Вьетнам, Иран, Китай, Таджикистан и Казахстан внедряют национальные мессенджеры, аналогично российскому Max. Основная идея, которая закладывается правительствами стран – обеспечение безопасности данных, сохранение цифрового суверенитета и противодействие зависимости от иностранных компаний".

https://www.comnews.ru/content/240749/2025-08-18/2025-w34/1002/kuda-poydut-polzovateli-posle-blokirovki-zvonkov-whatsapp-i-telegram