Москва ТЕЛЕКОМ

Только 26% российских компаний имеют стратегию развития искусственного интеллекта

Только 26% российских компаний имеют стратегию развития искусственного интеллекта

Источник: ComNews

Таковы данные исследования МТС Web Services (ООО "МВС") "Технологические стратегии бизнеса". В нем поучаствовали более 700 российских компаний. В выборку вошли организации, у которых есть бюджеты на ИИ. Исследователи проводили опрос и глубинные интервью среди специалистов, которые отвечают за цифровое развитие. Более 50% участников - представители высшего менеджмента.

По данным исследования, ИИ-стратегия есть у 36% крупных компаний с годовым доходом 2-15 млрд руб. У организаций, чья выручка превышает 15 млрд руб. (крупнейшие), этот показатель ниже и составляет 25%. У малого (доход до 800 млн руб.) и среднего (800 млн руб. - 2 млрд руб.) данный параметр находится на уровне 22%. В среднем - у 26% компаний.

Намерение разработать ИИ-стратегию есть у 33% организаций: от 30% в среднем бизнесе до 38% у крупнейших участников рынка. Интерес обусловлен стремительным развитие технологий ИИ и новизной решений.

Опыт и экспертиза в работе с ИИ есть у 65% опрошенных компаний. Но есть проблемы с наймом специалистов: 43% испытывают сложности с привлечением специалистов по ИИ.

"По разным прогнозам, вклад от развития ИИ-технологий в мировой ВВП до 2030 г. составит $20 трлн. Освоение технологии растет и компании начинают рассматривать ИИ как часть архитектуры бизнеса, а не как эксперимент", - прокомментировал генеральный директор МТС Web Services Павел Воронин.

У более 55% участников исследования процесс внедрения ИИ занимает от одного до шести месяцев, и чаще всего - от одного до трех месяцев (29%). По мнению исследователей, это говорит о том, что компании стремятся минимизировать сроки внедрения ИИ и быстрее получить эффекты.

Наиболее популярные типы развертывания ИИ - частное и публичное облако (по 23% компаний). Локальные установки задействуют 20% компаний, гибридные сценарии - 13%.

Большинство компаний (91%) сотрудничают только с одним ИИ-вендором. Это позволяет сосредоточиться на адаптации выбранных решений под специфические задачи бизнеса, делает проще управление инфраструктурой и снижает риски несовместимости разных платформ.

Затраты на внедрение ИИ пропорциональны размеру бизнеса. 37% крупнейшего бизнеса тратит на ИИ более 10 млн руб. в год. Среди крупного бизнеса эта доля составляет 24%, среди среднего - 7%, микро и малого - 3%. По сегментам выделяется ИТ - в нем больше 29% организаций тратят более 10 млн руб. на ИИ в год.

Ключевые причины для внедрения ИИ компании считают повышение эффективности бизнеса (для 49% этот фактор максимально важный), автоматизацию бизнес-процессов (46%) и быстрое принятие решений (39%).

"Мы видим сдвиг парадигмы: от универсального генеративного интеллекта, который умеет все и ничего по-настоящему, к специализированным решениям, дающим измеримый результат. Наступает эпоха прикладных моделей, созданных под конкретные задачи и отрасли. Компании все яснее понимают: простая интеграция занимает слишком много времени и ресурсов, а экономический эффект не сходится. Отсюда новый тренд - платформы для создания и управления ИИ-помощниками", - считает генеральный директор ООО"МВС ИИ" Денис Филиппов.

Исполнительный директор MWS, гендиректор MWS Cloud Игорь Зарубинский сказал, что ИИ-рынок находится в фазе активного формирования спроса и характеризуется значительным резервом роста.

https://www.comnews.ru/content/241767/2025-10-15/2025-w42/1008/borba-tenyu-iskusstvennyy-intellekt-est-ponimaniya-net

Эксперты, опрошенные ComNews, согласились, что немногие компании имеют стратегию развития ИИ. Директор по развитию ИИ и веб-технологий Artezio (ООО "Артезио", входит в ГК "Ланит") Сергей Матусевич сказал ComNews, что в реальности стратегию имеют даже меньше 26% компаний. "Понятие "стратегия" каждый трактует по-своему. Кто-то называет стратегией документ на сотню страниц с дорожной картой на пять лет, а кто-то - намерение "что-то делать с нейросетями". Если говорить о полноценной стратегии с пониманием целей, метрик, ресурсов и интеграции ИИ в бизнес-процессы, то таких компаний еще меньше", - сказал Сергей Матусевич. Это, по его словам, происходит в том числе потому, что у компаний нет видения, какие задачи ИИ должен решать в их бизнесе.

Руководитель центра компетенции GenAI "Дар" (ООО "Корус Консалтинг Дар", входит в ГК "Корус Консалтинг") Игорь Терехин объяснил, что компании сначала "пробуют ИИ "в деле" и только после появления ощутимого эффекта задумываются о долгосрочном подходе. По его словам, многие уже применяют ИИ-инструменты, но чаще это пилотные проекты или решения конкретных задач.

При этом даже нет единого понимания, что такое ИИ. "Даже в соответствующем комитете при Госдуме еще не решили, что считать таковым. Мы с 2018 г. развиваем ИИ в промышленности. А для кого-то это только чат-боты и аналоги ChatGPT, хотя они - лишь часть большого мира ИИ. Много хайпа и мало глубокого погружения в вопрос", - считает директор по развитию бизнеса ГК "УльтимаТек" Сергей Силин.

Барьеры к выработке ИИ-стратегии - сложности с интеграцией с существующей инфраструктурой, некачественность и разрозненность данных, риски безопасности и отсутствие профильных специалистов, считает директор производственного направления "Девелоники" FabricaONE.AI (АО "Фабрика ПО", акционер ГК Softline) Роман Садрисламов. Также ограничением становится расчет ROI (рентабельность вложений): для ИИ-сценариев, затрагивающих несколько функций, его сложно корректно оценить на старте.

Руководитель центра компетенции GenAI "Дар" Игорь Терехин также отнес к барьерам дефицит управленческой и архитектурной экспертизы (стратегия по ИИ требует одновременного понимания бизнес-целей, работы с данными, технологий, ИТ-ландшафта и возможных рисков), технологическую, экономическую и регуляторную неопределенность, недостаток бюджетов и необходимой инфраструктуры. "Тренд на гибридные и облачные модели формируется, но пока не стал доминирующим. Это сдерживает скорость масштабирования ИИ и стратегического планирования", - сказал Игорь Терехин.

"Далеко не у каждой компании есть доступ к достаточному количеству оборудования, например, видеокарт", - отметил сооснователь Minervasoft (ООО "Пантеон Айти") Алексей Зобнин. Кроме того, по его мнению, почти каждый месяц выходят более продвинутые модели, из-за чего бизнесу приходится заново оценивать, насколько это применимо в его сфере.

Директор по развитию ИИ и веб-технологий Artezio Сергей Матусевич помимо перечисленных барьеров выделил отсутствие понимания на уровне топ-менеджмента, что ИИ может дать бизнесу. "Часто руководители воспринимают искусственный интеллект как магию, которая сама решит все проблемы. Но когда доходит до конкретики - какие процессы автоматизировать, какие данные нужны, как измерять эффект - начинается ступор. Стратегию невозможно написать, если не понимать технологию на базовом уровне", - объяснил Сергей Матусевич.

По словам экспертов, не все компании вышли из стадий экспериментов с ИИ - в этом плане ситуация очень разная в различных компаниях. "Для большинства компаний ИИ - все еще эксперимент. Причем часто эксперимент ради эксперимента. Запустили чат-бота, внедрили предиктивную модель, отчитались перед советом директоров - и на этом все. Системного подхода нет, как и связи с бизнес-целями и измерения реального эффекта", - сказал Сергей Матусевич.

"Часть компаний, которые используют ИИ, на самом деле делают это формально, просто выполняя KPI по внедрению, но на самом деле не применяют ИИ для повышения эффективности", - также считает старший разработчик систем ИИ Innostage (ООО "Инностейдж") Александр Лебедев.

Игорь Терехин считает, что рынок находится в переходной фазе. В ведущих компаниях ИИ начинает рассматриваться как элемент корпоративной архитектуры, но для значительной части рынка ИИ все еще остается серией экспериментов. "Это естественный этап: рынок учится, пробует, ошибается. Ключевой сдвиг, который мы наблюдаем сегодня - смена фокуса с "можно ли внедрить ИИ" на "как масштабировать и управлять ИИ так, чтобы он давал устойчивый бизнес-результат". Именно этот сдвиг в ближайшие годы и будет определять рост числа полноценных стратегий", - считает Игорь Терехин.

Сооснователь цифрового логистического оператора versta.io Виктор Сизовсчитает, что ИИ в будущем станет важным элементом архитектуры бизнеса. "AI-first-компании приносят на рынок качественно другой клиентский опыт и другую скорость развития. Это совершенно другая эффективность бизнеса. Не зря эксперты уже прогнозируют, что в недалеком будущем благодаря развитию ИИ мы увидим появление компаний стоимостью в $1 млрд, при этом состоящих из одного человека", - сказал Виктор Сизов.

https://www.comnews.ru/content/242960/2025-12-15/2025-w51/1002/pochemu-volshebnaya-ii-tabletka-rabotaet-ne-vsegda