Эволюция AR: от концептуальных идей к практической реализации
Руководившая созданием первого в мире смартфона с двумя экранами директор платформ компании Acronis и член ассоциации APM Екатерина Марчук рассказала, как с командой сформировала тренды глобального рынка, и почему в индустрии высоких технологий по-настоящему важны не масштаб, а смелость и оригинальность решений.
В 2025 году рынок потрясли технологические новинки: Samsung представил AR-трекер с многозадачным интерфейсом, Xiaomi выпустил робота-компаньона с функцией взаимодействия в реальном времени, а несколько глобальных брендов начали экспериментировать с устройствами, способными работать одновременно в физической и цифровой среде. Однако фундамент таких решений был заложен задолго до этого — в российском проекте YotaPhone. Именно он стал первым в мире смартфоном с двумя экранами. Идея одновременного отображения контента, реализованная Екатериной и ее командой еще в 2014 году, со временем стала стандартом для современных гибридных интерфейсов — от складных смартфонов до очков дополненной реальности. Инновационные решения, предложенные её командой, легли в основу новой философии взаимодействия человека с цифровыми устройствами.
Понимание трендов рынка
Опыт создания уникального устройства, опередившего свое время и ставшего основой для множества современных технологий, стал ключевым этапом в карьере Екатерины.
Присоединившись к команде Yota Devices в 2013 году в роли инженера по тестированию программного обеспечения — в момент, когда проект первого в мире смартфона с двумя экранами переходил от концепции к активной разработке. Разработчики задались целью создать принципиально новый продукт: устройство с двумя связанными дисплеями, где классический экран выполнял стандартные функции, а дополнительный e-Ink-дисплей обеспечивал энергоэффективный доступ к информации без необходимости включать основной.
В первые месяцы работы ею было предложено несколько инженерных решений. Разработаны строгие процессы контроля качества. Особое внимание уделялось тому, чтобы каждая деталь продукта соответствовала высоким стандартам. Это касалось как технических характеристик, так и удобства использования. Но вскоре стало понятным, что важно учитывать не только отдельные задачи, но и общую картину — как внутри компании, так и за её пределами.
"Думаю, это понимание стало ключевым моментом моего профессионального роста — от решения локальных инженерных задач к роли визионера, формирующего стратегию развития продукта, команды и технологического направления, опережающего тренды рынка", — говорит Екатерина.
Устройство с двумя экранами
Одной из первых и самых непростых задач, с которой столкнулась команда, стала синхронная работа двух экранов. На тот момент ни одна мобильная платформа не поддерживала одновременный рендеринг изображений на нескольких дисплеях.
В качестве руководителя технического направления проекта Екатерина инициировала разработку уникальных алгоритмов для обработки прерываний и оптимального распределения кадровой нагрузки. Это позволило обеспечить бесперебойное переключение между экранами и их одновременную работу без снижения производительности системы.
Это решение требовало тесной интеграции с аппаратной частью и глубоких модификаций Android-системы, выходящих далеко за пределы стандартного SDK. В результате пользователи получили уникальный опыт работы с двумя дисплеями, доступ к информации стал мгновенным и непрерывным — без необходимости отвлекаться от текущей задачи.
"Когда мы разрабатывали YotaPhone, на рынке попросту не было ничего подобного. Идея объединить два принципиально разных типа экранов — классический LCD и энергоэффективный e-Ink — в одном устройстве массового сегмента казалась слишком радикальной. Крупные производители не решались на подобный эксперимент. Лишь спустя годы на рынке появились модели, в которых отразились отголоски этой концепции", — рассказывает Екатерина Марчук.
Несмотря на то, что некоторые компании позже попытались внедрить дополнительные дисплеи в свои устройства, ни одно из этих решений не достигло той глубины аппаратно-программной интеграции, которую реализовала наша команда. Именно благодаря этому YotaPhone стал отправной точкой для появления нового класса многоэкранных гаджетов, где пользователь может взаимодействовать с несколькими информационными потоками без переключения контекста — концепции, которая сегодня лежит в основе складных устройств и AR-интерфейсов.
Конструкция, впервые объединившая LCD и e-Ink-дисплеи в одном корпусе с полноценным программным взаимодействием, позволила устройству стать первым российским смартфоном, получившим широкое международное признание. Проект был представлен на крупнейших мировых выставках — Consumer Electronics Show и Mobile World Congress, где вызвал значительный интерес со стороны экспертов и технологических обозревателей. О нем писали The Verge, TechCrunch, Wired, BBC, а журнал Forbes включил устройство в список ключевых технологических прорывов года, назвав его "Прорывом 2014".
Новые версии
После запуска первой версии смартфона Екатерина была назначена руководителем отдела разработки программного обеспечения
и возглавила работу над следующим поколением устройства, призванным закрепить успех инновационного продукта и масштабировать его присутствие на международных рынках.
Команда разработки ПО существенно расширилась и приобрела международный масштаб. Более 100 инженеров и аналитиков, отвечая за весь цикл программной реализации продукта. Одним из ключевых нововведений стало внедрение пользовательской аналитики еще на этапе разработки — практика, редкая для рынка того времени. Этот подход позволил учитывать поведение реальных пользователей при проектировании функциональности, оптимизируя решения и повышая адаптивность продукта к ожиданиям аудитории.
Внедренные методы параллельной разработки, тестирования и итеративной интеграции позволили существенно ускорить цикл вывода продукта на рынок по сравнению с индустриальными стандартами.
YotaPhone 2 стал одной из самых ожидаемых премьер года на мировом рынке. Уже на этапе анонса интерес к устройству превысил ожидания компании, подтвердив высокий спрос и глобальный интерес. Продукт был запущен более чем в 20 странах, включая Западную Европу, Ближний
Восток и Азию, и сопровождался стратегическими партнерствами с ведущими операторами связи и ритейлерами. Это позволило организовать как прямые продажи, так и дистрибуцию через субсидированные каналы. Благодаря вкладу Екатерины в разработку, запуск и сопровождение продукта, компании удалось привлечь более $40 млн венчурного финансирования.
Опережая время
Ключевая ценность продукта заключалась не столько в коммерческом успехе, сколько в концептуальном прорыве. Устройство впервые реализовало идею постоянного, энергоэффективного доступа к информации через два взаимосвязанных дисплея, предвосхитив современные требования к мультизадачности, когда пользователь одновременно взаимодействует с несколькими информационными потоками — от уведомлений до карт и медиа.
Еще в 2013 году внедрен цикл перекрестного контроля качества с участием реальных пользователей на стадии предрелиза. Такой подход позволял выявлять поведенческие сценарии и оптимизировать интерфейс и системные решения до официального запуска — практика, которая в то время редко применялась в индустрии потребительской электроники.
Екатерина инициировала разработку оригинального пользовательского интерфейса, специально адаптированного под фоновое использование: чтение книг, отображение уведомлений, мониторинг задач. Также были созданы системные драйверы, которые позволили преодолеть технические ограничения e-Ink-дисплеев и обеспечить высокую скорость отклика.
"Когда мы приступали к проекту, мы осознавали, что идем вопреки общепринятым представлениям индустрии. В то время никто не верил, что второй экран вообще нужен, и тем более, что его можно органично интегрировать с основным дисплеем и операционной системой, — вспоминает Екатерина. — Но мы доказали, что это возможно. Сегодня, глядя на AR-очки и складные дисплеи, я понимаю: мы тогда создали не просто устройство, а подход к взаимодействию с информацией, который стал основой будущих технологических решений".
Настоящая ценность YotaPhone — в инженерной смелости и концептуальной новизне, с которой российская команда создала устройство, опередившее свое время. Внедренная нами идея многоэкранного взаимодействия с информацией впоследствии стала функциональным стандартом для мировых технологических лидеров. YotaPhone вошел в историю как один из первых примеров того, как инженерное мышление из России способно не просто конкурировать, но и формировать глобальные тренды в сфере иммерсивных технологий.