Москва ТЕЛЕКОМ

Гибридные коммуникации в помощь бизнесу: как правильно организовать работу распределённых команд

Гибридные коммуникации в помощь бизнесу: как правильно организовать работу распределённых команд

Источник: ComNews

Географическая распределённость — неотъемлемая черта современного крупного бизнеса. Чтобы поддерживать работоспособность отделений и филиалов в разных городах и странах, компаниям необходимо обладать гибким подходом к коммуникациям. Но не всё так просто: кажущийся обыкновенным на первый взгляд процесс на самом деле требует грамотного и основательного подхода. Дмитрий Головин, коммерческий директор "МТС Линк", делится инсайтами о том, как грамотно и целостно организовать гибридные коммуникации.

Гибрид — основа коммуникаций

Когда речь идет о крупном бизнесе, мы всегда имеем дело с гибридными коммуникациями. С усилением цифровизации в 2020 году компании перешли на онлайн- или совмещённый с офлайном формат — и пути назад уже не будет. При этом в масштабных организациях невозможна ни чистая "удалёнка", ни стопроцентное присутствие в офисах. Ряд критически важных функций — таких как финансы или бухгалтерия — требует физического присутствия сотрудников. Наличие филиалов в разных городах, странах, часовых поясах обязывает работодателя организовать непрерывное взаимодействие между ними.

В конкурентной гонке выигрывают те компании, которые смогли выстроить коммуникации в гибридном формате без лишних издержек, наращивая операционную эффективность и сохраняя высокий уровень лояльности сотрудников. Достижение такого результата возможно лишь при системном и стратегическом подходе.

Согласно исследованию компании Pridex в 2024 году (о нём упоминает ТАСС), 60% компаний работают в гибридном формате, более 50% сотрудников — из дома несколько дней в неделю. При этом 64% респондентов заявили, что хотели бы работать в гибридном формате, но лишь 32% фактически имеют такую возможность.

Технологии для ВКС объединяют

В современных реалиях офисы и переговорные комнаты трансформируются в пространство для встреч, где присутствуют одновременно и офисные, и "дистанционные" коллеги, и каждый может принимать активное участие. На передний план выходит необходимость обеспечить для них качественную связь со стабильным изображением, чётким звуком, возможностью переключаться между экранами, демонстрировать презентации и запускать совместную работу над материалами.

Бизнес ищет технологические решения, способные создать эффект полного погружения и равноправного участия для каждого члена команды. При этом сами переговорные комнаты различаются в масштабах: от уютных "хадл румс" (от англ. huddle rooms) на 4-7 человек до крупных с вместимостью более 30 человек. В некоторых компаниях есть комфортные кабинки на одного, где можно проводить видеозвонки. И для каждого из этих видов требуется свой комплект оборудования. Речь не просто о том, чтобы подключить ноутбук к плазменной панели. Эффект присутствия достигается с помощью профессиональных микрофонов, саундбаров для объёмного звука, камер с умным зумом и автоматическим фокусом на выступающем человеке, тач-панелей.

Ядром такого комплекта становятся ВКС-терминалы. Они обеспечивают максимальное качество связи из переговорных, позволяют инициировать звонки по стандартам SIP, H.323, WebRTC, обеспечивают прямое соединение между браузерами и обмен голосовыми и видео-данными.

Раньше самыми популярными терминалами были зарубежные Cisco и Polycom, но они ушли с российского рынка и их оборудование постепенно устаревает. Заказчики постепенно переходят на альтернативные решения вендоров из России и дружественных стран. Так, на форуме ЦИПР-2025 был представлен терминал российского производства Vinteo T2. А в декабре 2025 года мы в "МТС Линк" совместно с компанией "АйПиМатика" представили решение на базе терминала китайского производства Yealink. Устройства работают на операционной системе Android, на них предустановлено приложение "МТС Линк" Rooms. Это первая в России нативная интеграция российского ПО для переговорных комнат с терминалом ведущего мирового вендора на базе Android.

Корпоративное обучение

Корпоративное обучение давно перестало быть формальностью: сегодня это стратегический рычаг для укрепления одного из главных активов бизнеса — человеческого капитала. Постоянное развитие позволяет команде наращивать экспертизу на протяжении всего карьерного пути, гибко реагируя на новые рыночные вызовы. Сами же подходы к работе с персоналом трансформируются вслед за развитием технологий.

Гибридный формат оптимален для корпоративного обучения в крупном бизнесе, учитывая распределение команд по разным локациям. В июне 2025 года Edtech-сообщество Digital Learning представило результаты собственного исследования, где лидирует гибридный формат: 70% опрошенных компаний проводят обучение в смешанном варианте (часть курса идёт онлайн, часть — очно), а 22% предпочитают разделение, где часть сотрудников учатся онлайн, а часть — очно.

Сеть "Четыре Лапы", владеющая более чем 540 зоомагазинами по всей России, с помощью "МТС Линк" проводит 200 вебинаров в год, где в среднем участвуют 3000 сотрудников, а количество подключений достигает 40000. Платформа была интегрирована с существующей программой дистанционного обучения в сети. Благодаря возможности записи мероприятий ритейлер сформировал базу знаний для асинхронного обучения персонала.

Сквозные сценарии и "зоопарк решений"

В гибридном формате эффективное взаимодействие невозможно без сквозных сценариев. Типичная ситуация: коллеги обсуждают задачу в мессенджере, затем решают поговорить устно и запускают звонок прямо из чата. Для визуализации идей в это время используют онлайн-доску в окне встречи. Тут же готова и запись эфира. На платформах, где интегрирован искусственный интеллект, доступны автоматические саммари видеовстреч — и тогда экономится время всех участников на ручное составление резюме.

Сейчас довольно распределена ситуация "зоопарка решений" — разрозненный набор не связанных между собой узкоспециализированных сервисов. Это приводит к долгому поиску и дублированию информации, отсутствию общего видения, нехватке координации между структурами, сложности анализа и потере данных.

Чтобы избежать издержек по времени, эффективности, а как следствие — по финансам, компаниям необходима единая платформа унифицированных коммуникаций. В них благодаря гибкости и масштабируемости доступны следующие преимущества:

  • чаты, каналы и треды с массовым, а не одиночным добавлением участников и выбором модератора;
  • онлайн-доски с майнд-картами, таблицами, рисунками, кабинетами для команд и полным импортом из других сервисов;
  • таск-менеджер с трекером для личной и коллективной работы;
  • программа для видеозвонков и совещаний, запись и итоги которых сохраняются в контуре компаний, а не на сторонних сервисах;
  • возможность звонить участникам на телефонный номер через терминал из переговорной.

По итогам 2025 года на основе показателей аналитических агентств мы прогнозируем российского рынка корпоративных коммуникаций на 20% — приблизительно до 119 млрд рублей. Предварительная оценка включает видеоконференцсвязь, корпоративные мессенджеры и почту, а также корпоративную телефонию. В 2026 рост немного замедлится, но это всё ещё будет двузначная цифра.

Усиление искусственным интеллектом

Бизнес ждёт от коммуникационных сервисов продвинутого функционала, реализовывать который помогает ИИ. Если ещё год назад автоматическая транскрибация и саммаризация были дополнительными опциями, то сегодня их наличие влияет на принятие решений о приобретении сервисов.

Возможности обработки естественного языка включают расшифровку, саммари встреч, субтитры, перевод. В 2024 году мы в "МТС Линк" первыми запустили ИИ-саммари. Во II квартале 2025 года мы представили автоматические субтитры.

Согласно нашему совместному исследованию с J’son & Partners, экономия времени благодаря ИИ-функциям может составлять до 12,2 часов в неделю, экономический эффект — до 153 тысяч рублей в месяц на каждого руководителя.

Кроме того, мы продолжаем развивать ИИ-помощника в UC-приложении "МТС Линк". Уже сегодня он может работать одновременно с контекстом встреч и рабочих чатов, в планах — расширение сценариев его применения, в том числе за пределы стандартного делового общения. Например, мы видим потенциал этого инструмента для помощи HR-отделам и решения вопросов техподдержки. В дальнейшем "МТС Линк" планирует добавить в платформу ИИ-агентов, которые будут помогать пользователям в управлении задачами и коммуникациями.

On-premise на страже безопасности

В России годы сохраняется спрос крупного бизнеса на инсталляцию таких систем в формате on-premise, то есть на собственных серверах компаний. Это связано не только с удобством: в первую очередь речь идёт об особых требованиях к информационной безопасности. Ежедневно через рабочие мессенджеры, звонки, трекеры проходит огромное количество финансовых данных, отчётов, бухгалтерских документов и ведомств и персональных данных сотрудников и клиентов. Развертывание программного обеспечения on-premise позволяет хранить всю конфиденциальную информацию локально, а также доверять управление данными и доступами исключительно администраторам внутри компании. Тренд особенно актуален среди объектов КИИ, финансовых организаций, медицинских компаний и вузов, через которые проходят большие объёмы чувствительной информации.

В долгосрочной перспективе серверные решения также могут быть более рентабельными, чем облачные: заказчик инвестирует в установку программного обеспечения единоразово, ему не нужно постоянно оплачивать подписку.

Опыт Grass и "МТС Линк"

Компания Grass, российский производитель оборудования и средств в области автопромышленности, химии, клининга и бытовой косметики, рассматривает гибридный формат как способ объединить сотрудников из разных регионов и упростить онлайн-общение с партнёрами из других стран. До внедрения платформы "МТС Линк" компания использовала несколько сервисов: Skype, "Яндекс Телемост", Zoom, что создавало неудобства.

Запросом было создать единую систему, чтобы все коммуникации проходили именно в ней. Платформа для онлайн-мероприятий должна была работать бесперебойно с любым количеством подключений, в том числе из других стран.

Дополнительно требовалась автоматическая транскрибация онлайн-встреч, чтобы сэкономить время сотрудников и перераспределить его на стратегические задачи.

Grass подбирал не только софт, но и оборудование для оснащения переговорных комнат. При этом, чтобы избежать санкционных рисков, компания рассматривала только отечественные решения.

Сегодня на платформе "МТС Линк" в Grass ежемесячно проходят встречи 3 000 сотрудников с охватом на 40 стран. Четыре переговорные комнаты постоянно задействованы в течение рабочего дня. Заказчик оснастил их тремя массивами микрофонов на каждую и роботизированными камерами, которые "следят" за участниками. Вместе с текстовой расшифровкой установленная платформа готовит саммари мероприятий, благодаря чему сотрудники Grass могут за 5 минут освежить в памяти итоги встречи — вместо часа на просмотр записи.