Москва ТЕЛЕКОМ

"Аэрофлот" пустит на борт по биометрии

Источник: ComNews

ПАО "Аэрофлот" при участии дочерней ИТ-компании "АФЛТ-Системс" внедрило комплекс технических доработок на сайте авиаперевозчика и реализовало интеграцию с Единой системой идентификации и аутентификации и Единой биометрической системой. Криптографическая защита сервиса обеспечивается программными средствами ООО "Крипто-Про" ("КриптоПро").

Тесты прошли в декабре 2025 г. Согласно сообщению "Аэрофлота", пассажиры смогут заблаговременно подключить сервис на сайте авиакомпании и с помощью биометрии:
- зарегистрироваться на рейс в аэропорту;
- пройти в "чистую" зону аэропорта;
- совершать посадку на борт самолета.

Следующим этапом станет подготовка к запуску услуги в эксплуатацию с проработкой нормативных регламентов со стороны государственных структур.

В сентябре 2025 г. глава Министерства транспорта РФ Андрей Никитин говорил, что в 2026 г. в России планируется пилотный запуск системы посадки в поезда с использованием биометрических данных на отдельных маршрутах. По словам замглавы ОАО "РЖД" Ивана Колесникова, технология будет реализована на поездах, обслуживаемых дирекцией скоростных сообщений, в начале 2026 г.

1 октября 2025 г. на полях форума "Цифровая транспортация" Минтранс России и Минцифры России совместно с Центром биометрических технологий (ЦБТ) и ПАО "Аэрофлот" подписали четырехстороннее соглашение, согласно которому будут внедрять биометрические технологии для применения в авиаперевозках и повышения уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Представитель пресс-службы "Аэрофлота" не ответил на вопросы корреспондента ComNews. Представитель пресс-службы АО "ЦБТ" сообщил, что первые участники проекта ЦБТ по внедрению биометрии для быстрого прохождения предполетных проверок - это "Аэрофлот" и аэропорт Пулково. Он добавил, что внедрение биометрических технологий в сфере пассажирских авиаперевозок требует неукоснительного соблюдения требований безопасности, а также длительного тестирования надежности и отказоустойчивости применяемых решений. "Аналогичные требования распространяются и на железнодорожную отрасль", - подчеркнул он.

Представитель пресс-службы АО "ЦБТ" отметил, что в части применения биометрии в метрополитенах уже наработан существенный опыт: "На сегодняшний день оплата по биометрии внедрена в шести российских метрополитенах (Москва, Казань, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск) из семи. Ожидается, что в ближайшие месяцы сервис оплаты проезда по биометрии также станет доступен на всех станциях Петербургского метрополитена. Все перечисленные решения реализуются на базе государственной Единой биометрической системы".

Авиакомпания S7 уже предпринимала попытки внедрения системы распознавания лиц в бизнес-зале. Это позволило вести мониторинг посетителей и таргетировать расписание на табло рейсов под пассажира. Разработка системы была завершена в период с 2019 по 2020 годы. Однако в 2023 г. ее использование было прекращено в связи с изменениями в законодательстве.

https://www.comnews.ru/digital-economy/content/120617/2019-07-04/s7-airlines-nachala-raspoznavat-lica

Ведущий эксперт по развитию инновационных решений ООО "Стэп Лоджик" (Step Logic) Олег Овсянкин считает, что "Аэрофлот" успеет настроить системы, чтобы первые пассажиры могли полететь, используя биометрию, во второй половине 2026 г.: "Миссия вполне выполнима. Помешать планам может нехватка биометрических терминалов, так как в нашей стране подобные устройства должны удовлетворять требованиям ФЗ 572. В других странах такие терминалы не выпускаются, поэтому потребуется отечественное оборудование, причем в большом количестве, так как гейтов, через которые летает "Аэрофлот", в России очень много. А если внедрять предполетные проверки по биометрии только в некоторых городах и поэтапно, то это может запутать клиентов авиаперевозчика".

Олег Овсянкин не думает, что с введением биометрии у "Аэрофлота" очереди на посадку уменьшатся сразу – ибо сканер штрих-кода (для посадочного) работает быстрее, чем сканер лица: "Вероятнее всего при увеличении турникетов со сканерами биометрии положительный эффект все же будет достигнут. В Китае или Японии, например, прохождение границы по лицу и биометрическому паспорту - это уже рядовое явление".

https://www.comnews.ru/content/242236/2025-11-10/2025-w46/1008/aeroflot-naletel-sotovuyu-svyaz-za-granicey