Воронеж БИЗНЕС

Воронежская область сохранила место в ТОП-30 «Национального туристического рейтинга»

Воронежская область сохранила место в ТОП-30 «Национального туристического рейтинга»

Источник: tv-gubernia.ru
Столичный Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» обнародовали итоги очередного, уже шестого по счёту, ежегодного профильного исследования «Национальный туристический рейтинг». Оно посвящено развитию внутреннего и въездного туризма, туристической привлекательности (в том числе потенциальной) российских регионов, а также их популярности среди отечественных и иностранных туристов. К сожалению, минувший год стал тяжелым (а по мнению многих экспертов рейтинга — и вовсе катастрофическим!) для туристической и гостиничной отрасли России. В 2020 году она вошла в перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. А меры господдержки предприятий отрасли оказались незначительными, хотя и очень востребованными, но не слишком существенными. Тем не менее, при всех негативных последствиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, представители тур-сообщества отметили и позитивные изменения, происходящие в отрасли. Самое обсуждаемое из них - запланированный на наступивший год старт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Новый нацпроект рассчитан на 2021 — 2030 годы; его планируемый бюджет должен составить 629 млрд. рублей. *** Но вернёмся к «Национальному туристическому рейтингу-2020»! Как обычно, при его составлении учитывались мнения и оценки экспертов – специалистов медиагруппы «Отдых в России» (в неё входят упомянутый журнал о внутреннем/въездном туризме и одноимённый сайт; несколько туристических порталов; глянцевый журнал и сайт для англоязычной аудитории «Tourism & Leisure in Russia»). В качестве критериев были выбраны следующие показатели. 1. Уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры региона: -        число коллективных средств размещения (гостиниц) в регионе; -        число мест в коллективных средствах размещения региона; -        количество мест в объектах общественного питания (рестораны, кафе, бары) на 1000 жителей; -        число турфирм (организаций и индивидуальных предпринимателей), работающих в регионе. Данные за 2019 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики (Росстат) и взяты из открытых источников. 2. Доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона: -        доходы коллективных средств размещения (данные Росстата за 2019 год и 9 месяцев 2020 года); -        объем платных туристических услуг (данные Росстата за 2019 год). 3. Развитие санаторно-курортной отрасли региона: объем платных услуг санаторно-курортных организаций (данные Росстата за 2019 год и 9 месяцев 2020 года). 4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней: -        число граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения; -        число ночевок в коллективных средствах размещения. Данные Росстата за 2019 год и 9 месяцев 2020 года. 5. Популярность региона у иностранцев: численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (данные Росстата за 2019 год и 9 месяцев 2020 года). 6. Туристская уникальность и привлекательность региона: -        количество объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр; -        количество музеев, подведомственных Минкультуры РФ, расположенных в регионе. Данные Росстата за 2019 год. 7. Уровень преступности в регионе: количество совершенных преступлений на 100 тысяч жителей (данные МВД РФ за январь-ноябрь 2020 года). 8. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе (учитывалось количество запросов с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в поисковой системе Яндекс по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона»). 9. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ с упоминанием региона (учитывалось количество публикаций в СМИ с 1 декабря 2019 года по 1 декабря 2020 года). По каждому из критериев, на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2019 – 2020 гг., была подготовлена отдельная таблица, и в ней проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла; за каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Из 15 полученных таблиц был составлен сводный индекс-лист, где по сумме баллов (и с учетом экспертной оценки) были определены лидеры и аутсайдеры «Национального туристического рейтинга». *** В первую группу рейтинга - «Золотую двадцатку» - вошли следующие регионы. Московская область Москва Санкт-Петербург Краснодарский край Республика Крым Алтайский край Приморский край Республика Татарстан Республика Башкортостан Свердловская область Нижегородская область Ставропольский край Иркутская область Самарская область Новосибирская область Челябинская область Ростовская область Тюменская область Ленинградская область Пермский край Вторую, «серебряную», группу рейтинга с условным названием «Крепкие профи» составили регионы, занявшие места №№ 21-69. Именно здесь находится основная часть регионов Центрального Черноземья. И уже не первый год самое высокое место (№29) среди них занимает Воронежская область. У наших липецких соседей - 30-я позиция, белгородцы - на 33-й ступеньке, Курская область - №56. Замыкающей «бронзовой» группе (№№ 70-85) эксперты дали условное название «Начальный уровень». Именно в этой категории на 75-й позиции расположилась Тамбовская область. Добавим, что год назад расположение чернозёмных субъектов РФ было таким: Воронежская область - №28, Липецкая - №31, Белгородская - №33, Курская - №50, Тамбовская - №74. В позапрошлом рейтинге существенных отличий тоже было немного: Воронежская область - №27, Липецкая - №30, Белгородская - №34, Курская область - №56, Тамбовская - №74. *** Насколько объективно ранжирование регионов, проведённое ЦИК «Рейтинг» и журналом «Отдых в России»? Обоснованно ли то место в «хвосте» ТОП-30, которое уже несколько лет занимает Воронежская область? Есть ли у неё реальные возможности подняться в этом рейтинге на более высокое место? С этими вопросами мы обратились к экспертам. И вот какие комментарии получили. Александр Кукин, заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области - начальник отдела развития туризма: «Действительно, рейтинг актуальный, с хорошими критериями. Стоит отметить и уважаемое экспертное сообщество, которое привлечено к участию в этом проекте. Словом, рейтинг имеет право на существование. Конечно, продвижение Воронежской области внутри этого рейтинга не является для нас самоцелью или рабочей задачей. Но я уверен, что развитие туриндустрии в нашем регионе имеет огромные перспективы. Никогда ещё в нашей области не уделялось такого большого внимания туризму, как сейчас. Подтверждением служит тот факт, целых два из четырёх региональных стратегических проектов имеют отношение к туризму: создание культурно-исторического парка «Костёнки» и реконструкция Петровской набережной в Воронеже. Конечно, эти проекты созданы и реализуются, в первую очередь, для жителей Воронежской области, но при этом они очень сильно повлияют и на привлечение к нам туристов. Наш регион обладает очень большим недооценённым туристическим потенциалом, он находится в прекрасном логистическом узле, у нас есть очень интересные исторические и природные объекты, но, к сожалению, в данный момент административный ресурс для продвижения этого потенциала – весьма скромен. Считаю, что 29 место в этом рейтинге – очень хороший и достойный результат: ведь мы находимся в первой трети самых развитых в туристическом отношении регионов. Мы держимся на равных с теми субъектами РФ, где в продвижение туристического потенциала вкладываются сотни миллионов рублей». Екатерина Шрамко, директор МБУ «Туристско-информационный центр Воронежа»: «29 место Воронежской области в Национальном туристическом рейтинге за 2020 год, в группе «Крепкие профи» - сохранившаяся тенденция последних лет. На итоговое количество баллов и место нашей области в рейтинге, безусловно, значительное влияние оказывают показатели, формирующие туристическую привлекательность Воронежа – центра региона, столицы Черноземья. Очень сложно  оценивать показатели отрасли в условиях кризиса прошедшего года, связанного с действующими ограничениями в связи с распространением коронавирусной инфекции. Нужно учитывать, что, несмотря на официальный старт межрегионального туризма с 1 июля 2020 года, в разных регионах ситуация с возобновлением работы объектов турпоказа, коллективных средств размещения, объектов общепита развивалась по-разному.  Например, в Казани музеи возобновили работу 18 мая, а в Воронеже – с 16 июля; в Ростове с 10 августа официально разрешены организованные пешеходные  экскурсии для групп до 25 человек, а в Воронеже пока проводятся только индивидуальные экскурсии. Самым объективным критерием  рейтинга, реально отражающим туристическую привлекательность  регионов в 2020 году, на мой взгляд,  можно  считать статистику по  коллективным средствам размещения. Туристы в прошедшем году в Воронеже были. Но, в отличие от предыдущих лет, в основном индивидуальные туристы, в том числе путешествующие транзитом через наш город. По критерию «Уровень развития туристической отрасли», сформированному на основании данных 2019 года, ситуация в последующих рейтингах поменяется за счет сокращения количества турфирм по итогам прошлого года. Воронеж имеет значительный потенциал в направлении развития туризма. Туризм будет развиваться с учетом новых условий и требований. Конечно, мы не сможем достичь показателей российских столиц  и конкурировать с признанными лидерами курортного отдыха – такими, как Краснодарский край и Крым. Но в сегменте культурно-познавательного, детского туризма, MICE-туризма (деловой туризм, связанный с организацией и проведением корпоративных мероприятий. – Прим. ред.) Воронеж может стать одним из лидеров. Перспективным направлением развития является также оздоровительный туризм. В ноябре 2020 года, по данным портала Санатории-России.РФ, Воронеж занял 2 место в Центральном федеральном округе в рейтинге самых популярных регионов для отдыха по программе кешбэка. Статистика IV квартала 2020 года в оценку критерия развития санаторно-курортной отрасли регионов Национального рейтинга, кстати, не вошла. Ключевым ресурсом для повышения показателей туристической привлекательности Воронежа является продвижение туристического потенциала города на федеральном и межрегиональном уровнях. Это - одна из приоритетных задач деятельности «Туристско-информационного центра Воронежа». Виталий Иванищев, руководитель проекта vrngid.com (организация экскурсий в Воронеже и окрестностях): «Сложно оценивать объективность чужого рейтинга, но 29 место кажется мне чем-то вполне близким к правде. Воронеж и область имеют массу проблем в туристической сфере. В городе эти проблемы во многом пересекаются с повседневными проблемами жителей: ужасная пешеходная инфраструктура, плохая работа общественного транспорта, отсутствие пешеходной связи центральной части города и набережной, отсутствие каких-либо активностей на самой набережной, извечно больная «туалетная» тема... Из позитивного можно отметить то, что за последние годы появилось множество сетевых отелей разного уровня. Их приход не только увеличил доступный номерной фонд, но и подтянул уровень в местном сегменте этого бизнеса. В области проблемы еще глубже. Здесь и проблема с отсутствием дорог либо с их ужасным состоянием, отсутствие всяческой инфраструктур (тех же тёплых туалетов, каких-либо точек общепита, комфортных мест размещения). Но при всех минусах в нашем регионе есть главное: уникальные точки притяжения. Воронежский и Хопёрский заповедники, исторические «малые» города (Острогожск, Павловск и др.), замечательные музеи в Боброве и Новохопёрске, меловые пещеры в Белогорье и Костомарово, шикарные ландшафты и уникальная история в Дивногорье, старинные конезаводы графа Орлова и современные фермы Штефана Дюрра, этнодеревенька в Эртиле и природно-ландшафтный парк Ломы в Воробьевском районе, усадьбы Ольдебургских, Веневитиновых и Лосевых-Шатиловых, музей-заповедник Костёнки. Потенциал названных мест не раскрыт и наполовину! У Воронежа уникальное географическое положение. Тёплое лето дает возможность развивать пляжный отдых, а холодная снежная зима позволяет кататься на горных лыжах и сноубордах вблизи города. Конечно, нам сложно будет обойти города федерального значения, Крым, Краснодарский край и Алтай. Но при должной работе Воронежская область в подобном рейтинге вполне может войти в первую десятку. Справедливым будет место не ниже пятнадцатого. Но для этого мало желания. Развитие туризма должно стать одним из главных приоритетов, а не идти «самотёком». В любом случае, потенциал есть».